Часть полного текста документа:Специфика русской философской мысли Реферат по курсу "философия" Министерство Российской Федерации по образованию Мурманский государственный педагогический институт Мурманск 2002 г. Русская философия насчитывает тысячу лет своего существования, десять веков - от десятого до двадцатого. "Лицом к лицу лица не увидать, \ Большое видится на расстояньи"... Эти слова поэта как нельзя более точно передают наше восприятие духовной культуры этого исторического отрезка времени, в том числе и философии. Большая часть территории нашей страны заселена позднее, чем регионы мира, в которых сложились главные центры древней мировой культуры и цивилизации. На историческую арену народы России в своем подавляющем большинстве вышли позднее народов, обосновавшихся в этих центрах или вблизи них, причем вышли они в разное время и оказались на неодинаковых уровнях социально-экономического, политического и культурного развития. Подавляющее большинство современных российских народов - исторически молодо по сравнению не только с такими странами, как Индия или Китай, но и с наиболее крупными западноевропейскими народами. В силу своего запоздалого исторического старта и своей исторической молодости в эпоху, хронологически совпадающую с европейским средневековьем, народы нашей страны оказались весьма специфически связанными с тогдашними центрами мировой культуры и цивилизации, причем с разными центрами. В силу реальной совместной жизни в рамках одного государства между различными народами нашей страны начали складываться как политико-экономические, так и культурные, в том числе идейно-философские, связи, начался процесс взаимодействия и взаимовлияния философских культур, образовалось общее поле встреч разных культур и цивилизаций, встреч частью дружественных, частью конфликтных, полемических, но затрагивавших общие проблемы, в том числе проблемы философии. Каковы же черты национального своеобразия русской философской мысли? Интерес к обществу и человеку в нем органически присущ русской философии, более того, самой сущности народного мироощущения. Эта первооснова, далеко не всегда рационально осознаваемая и тем более формулируемая, нашла свое отражение в том, что в русской философии, во всяком случае в лучших ее творческих, а не школярских, не эпигонских образцах, не получили широкого развития ни абстрактно-логические построения, ни индивидуализм. О развитии русской социально-философской мысли лучше всего могут сказать сами ее творцы. Ценнейшее свидетельство - статья С. Франка "Сущность и ведущие мотивы русской философии", напечатанная впервые в Германии в 1925 году. Изгнанный незадолго до этого из родной страны, Франк оставался русским мыслителем. Его до конца дней волновали судьбы русской философской мысли, он стремился раскрыть западному читателю совершенно не известную тому область духовной культуры - русскую философскую мысль, опровергнуть ложное мнение, будто философия в России - это копия классических философских систем: шеллингианства, гегельянства, кантианства... Конечно, идеи немецких и других западноевропейских философов были распространены в России. ............ |