MaterStudiorum.ru - домашняя страничка студента.
Минимум рекламы - максимум информации.


Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биографии
Биология
Биология и химия
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Издательское дело и полиграфия
Инвестиции
Иностранный язык
Информатика
Информатика, программирование
Исторические личности
История
История техники
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютерные науки
Косметология
Краткое содержание произведений
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Литература и русский язык
Литература(зарубежная)
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика
Медицина, здоровье
Медицинские науки
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги, налогообложение
Наука и техника
Начертательная геометрия
Новейшая история, политология
Оккультизм и уфология
Остальные рефераты
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Право, юриспруденция
Предпринимательство
Промышленность, производство
Психология
Психология, педагогика
Радиоэлектроника
Разное
Реклама
Религия и мифология
Риторика
Сексология
Социология
Статистика
Страхование
Строительные науки
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Управленческие науки
Физика
Физкультура и спорт
Философия
Финансовые науки
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика
Юриспруденция
Языковедение
Языкознание, филология
    Начало -> Социология -> Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности

Название:Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности
Просмотров:52
Раздел:Социология
Ссылка:none(0 KB)
Описание: Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности Тотьма 2010 Введение На протяжении всей жизни практически каждый чело

Университетская электронная библиотека.
www.infoliolib.info

Часть полного текста документа:

Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности

Тотьма 2010


Введение

На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Невозможно найти человека, который бы никогда не испытывал состояния тревожности в подобных ситуациях. С тревожностью связаны такие переживания как беспокойство, тревога, страх. Это неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни. Тревожность как личностное образование проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий [3].

Феномен подростковой тревожности в настоящее время достаточно глубоко изучен и представлен в научной литературе, прежде всего в работах таких авторов как Прихожан А.М., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Фрейд А., Захаров А.И. и др. Однако проблема преодоления тревожности и ее негативных последствий для подростков сохраняет свою актуальность.

Подростковый период характеризуется появлением у человека ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, личностную автономию. Это период отчуждения от взрослых. Главный фактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, повышенная конформность к ценностям и нормам группы сверстников. Центральное личностное новообразование периода – становление нового уровня самосознания, отражающего стремление подростка понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свои индивидуальность и неповторимость [1]. Важную роль в становлении личности подростка играют и происходящие в нем физиологические изменения, которые могут вызывать озабоченность и неудовлетворенность, связанные с собственной внешностью.

Таким образом, рост тревожности в подростковом возрасте может являться следствием определенных внутриличностных конфликтов и неадекватного развития самооценки, а также конфликтов подростков как со сверстниками, общение с которыми имеет особую значимость, так и с взрослыми (родителями, педагогами), с которыми подросток активно борется за автономию.

В этом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненных трудностей и негативных эмоциональных состояний, особая роль в успешности которого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтной группы. Успешное овладение этими способами может предотвратить закрепление тревожности как устойчивого личностного образования.

Какие же способы преодоления тревожности используют подростки?

Каким образом уровень и специфика проявления тревожности связаны с особенностями совладающего поведения? На эти вопросы на данный момент времени нет однозначного ответа.

Объектом нашего исследования является феномен подростковой тревожности.

Предмет исследования – особенности проявления совладающего поведения у подростков с различной выраженностью тревожности.  

Цель исследования – изучение специфики совладающего поведения, выбираемого подростками с разным уровнем тревожности.

Для реализации данной цели мы ставим перед собой следующие задачи.

·          Дать теоретический анализ проблемы подростковой тревожности.

·          Представить характеристику совладающего поведения в подростковом возрасте.

·          Провести эмпирическое исследование совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности.

·          Дать рекомендации по учету особенностей совладающего поведения подростков при организации социально-педагогической работы с ними.

Методы решения поставленных задач.

1.   Теоретические: анализ научной литературы по данной проблеме, обобщение и систематизация информации.

2.   Эмпирические: тестирование, методы обработки и представления полученных данных.

Гипотеза. Мы предполагаем, что уровень тревожности влияет на особенности проявления совладающего поведения у подростков:

во-первых, с ростом тревожности у подростков возрастает ориентация на избегание стрессовых ситуаций и уход от разрешения проблем;

во-вторых, чем выше тревожность, тем больше ориентация подростков на социальную поддержку;

в-третьих, для подростков с высоким уровнем тревожности в большей мере, чем для низко- и среднетревожных, характерно использование неэффективных копинг-стратегий.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что в ней дан теоретический анализ проблемы тревожности у подростков, представлены особенности совладания в подростковом возрасте, собран и представлен качественный диагностический инструментарий для выявления уровня тревожности у подростков, стратегий преодоления эмоционального стресса, а также данные эмпирического исследования, которые, на наш взгляд, могут оказаться полезными социальным педагогам при работе с подростками, в том числе и с тревожными.


1. Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности

1.1      Тревожность как психический феномен

Для каждого человека характерен определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности человека [5].

Психологический словарь дает следующее определение термина «тревожность» [18; с. 423].

1. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

2. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Тревожность – это комплекс эмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие, которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешая человеку добиться успехов в жизни [5; с. 12].

Но в чем же состоит специфика терминов тревога и страх, и как они связаны с тревожностью?

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». ............







Похожие работы:

Название:Проблемы миграции и ее современное состояние
Просмотров:671
Описание: Введение Всемирная история в значительной степени является историей миграций, поскольку именно под их влиянием формировались регионы и страны, складывалась социальная структура, экономическая, политическая и к

Название:Актуальные проблемы квантовой механики
Просмотров:1015
Описание: Реферат студента 4 курса  группы ЖР-42  дневного отделения специальности «Журналистика» Каргаполова Влада Викторовича Астраханский государственный университет Астрахань 2011 Введение Появление квантовой ме

Название:Проблемы барокко и сочинения Аввакума
Просмотров:758
Описание: Ранчин А. М. А. А. Морозовым уже достаточно давно было высказано мнение о принадлежности сочинений Аввакума (прежде всего, его Жития) к литературе барокко (Морозов А. А. Проблема барокко в русской литературе XVII — нач

Название:Проблема рассекречивания документов на современном этапе
Просмотров:806
Описание: Курсовая работа Выполнил Студент III курса группы ИФ 31 – 07  Толстов Юрий Олегович Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова Чебоксары 2010 Введение Рассекречивание архивных документов важно

Название:Проблема опустынивания в Казахстане
Просмотров:632
Описание: Введение Опустынивание – появление под влиянием хозяйственной деятельности человека ландшафтов, близких к пустынным, с редким растительным покровом. При опустынивании резко снижаются биологическая продукция,

 
     

Вечно с вами © MaterStudiorum.ru