Часть полного текста документа: Принятие языческой Русью христианства в Десятом веке стало бесс- порно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом и экономическом развитии страны. Важ- ность этого события не отрицает никто, Но вопрос о принятии Русью христианства все еще остается открытым, хотя прошло уже более 1000 лет. К примеру: почему было выбрано именно православие, что связано с отсутствием русских или иноземных описаний этого события написанных очевидцами. Описания же этого события у более поздних авторов несут в себе множество искажений, они даже порой противоречат друг другу. Чем важнее политическая значимость события, тем важнее правильно понять его суть и отчленить поздние наслоения и приписки от настоящего события. Когда и при каких условиях появились на Руси первые христианские общины - мы не знаем. Обычно указывают на два крещения "росов" в девя- том веке Около 867 года крещение приняли росы, ранее совершившие напа- дение на Константинополь. Об этом сказано в вполне официальном доку- менте = послании патриарха Фотия. Но неизвестно о каких росах идет речь. О крещении росов около 886 года говорится в некоторых византийс- ких хрониках. И тоже неизвестно, кто именно имеется в виду. Известно так же о том, что уже в 860 году имелся экземпляр Еванге- лия переведенного на русский язык, которое читал Кирилл. Церковный пи- сарь Иероним, описывая события пятого века говорит, что"холода Скифии пылают жаром новой веры", но эти слова вряд ли следует принимать всерьез. Возможно речь идет о единичных прецедентах крещения или же это просто литературная выдумка. Достоверные сведения о наличии в Киеве христианской общины отно- сятся к середине десятого века. Узнаем мы о ней из помещенного в лето- писи договора князя Игоря с греками 944 года. Киевская знать и купцы, участвующие в заключении договора, представляют собой две равноправные общины - языческую и христианскую. Язычники клянутся на оружии именем Перуна, а христиане в Константинополе клянутся в верности слову цер- ковью Ильи в Киеве, а в самой столице подтверждают эту клятву в Ильин- ской церкви. Следует отметить, что на этом этапе мы не можем выявить каких-либо следов зависимости киевской христианской общины от Констан- тинополя. И дружинники, и купцы - варяги и русы, противостоят грекам без какого-либо различия по религиозному признаку. Около 959 года, как следует из западных хронографов приняла креще- ние по греческому обряду Ольга. Крестившись она говорила своему сыну Святославу - "Аще ты крестишися, вси имуть тоже створити." Эти слова говорят о том, что Ольга не видела препятствий для крещения Руси, дело оставалось только за распоряжением князя. Но Святослава воспиты- вали Свенельд и Асмуд, которые были язычниками, и он отказывается креститься говоря - " Аще кто хотяще креститися не браняху, но ругаху- ся тому." Святослав так же ссылается на дружину говоря, что она будет не согласна на крещение. Едва крестившись у греков Ольга, однако. направила посольство к германскому королю Оттону I с просьбой прислать проповедников. В "коро- левство ругов" был направлен видный проповедник Адальберт. Он достиг Киева в 961-962 годах. Но миссионеры встретили здесь такой прием, что едва унесли ноги, а кто-то и погиб по дороге. Однако не смотря на несомненное наличие христианских общин на Ру- си, она все же была языческой. ............ |