Часть полного текста документа:Спортивная деятельность и способности Спортивная деятельность - одна из сфер деятельности, где способности играют определяющую роль в достижениях человека. Однако до сих пор в проблеме способностей остается много спорных и дискуссионных моментов не только общетеоретического характера, но и применительно к специфике конкретной деятельности. Как показывает анализ многочисленных данных, это связано с тем, что в качестве способностей рассматривается любое проявление возможностей человека, определяющееся как социальными, так и врожденными биологическими факторами [15, 12]. В результате не представляется возможным проанализировать то многообразие определений понятия "способности", которое встречается в научной литературе. Отметим основные положения, которые присутствуют в фундаментальных работах более раннего периода [20, 15, 16, 3, 10, 2] и раскрывают это понятие: - под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого; - не всякие индивидуальные особенности представляют собой способности, а лишь такие, которые влияют на успешность деятельности; - в структуру способностей не входят знания, умения и навыки, т.е. опыт человека, приобретенный в процессе жизни; - ядро способностей составляют задатки, т.е. врожденные способности человека. Обозначенные признаки акцентируют внимание на различии аспектов проблемы способностей, но их объединяет общий тезис о проявлении и формировании способностей в деятельности, выдвинутый и обоснованный С.Л. Рубинштейном [16] и Б.М. Тепловым [15]. С.Л. Рубинштейн (1973) отмечал: "Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей". Однако желание конкретизировать понимание способностей, связав его с разными видами деятельности, приводит к недооценке активности личности как субъекта развития и возможности использования ею своих способностей. Дело все в том, что когда способности рассматриваются как фактор, обуславливающий успешность деятельности, то чаще абстрагируются от индивидуальных особенностей, в результате главными оказываются характеристики самой деятельности [3]. Это в полной мере присутствует при раскрытии структуры способностей в системе спортивной деятельности. Во-первых, это в определенной степени связано с многообразием видов способностей (физических, двигательных, спортивных, кондиционных, координационных и др.), которые постулируются. Во-вторых, на сегодня отсутствует однозначность толкования близких друг к другу понятий, таких, как качество, свойства, способности, одаренность, на что уже частично обращалось внимание [9]. В-третьих, в теоретических исследованиях применительно к спортивной деятельности часто преобладают желание максимально дифференцировать двигательные проявления, стремление дать каждому из них соответствующее определение. На этом фоне возникает вопрос: правомерно ли переводить изучение проблемы способностей в плоскость поиска наиболее адекватных формулировок? Представляется наиболее важным раскрыть их структуру и механизмы функционирования. В практике спортивной деятельности наиболее определенно о двигательных способностях высказался В.С. ............ |