Введение
До настоящего времени классификация способов учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции является объектом дискуссии. В отраслевых положениях и инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции можно выделить два основных метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции – позаказный и попередельный. В экономической литературе имеются и другие варианты – авторы работ добавляют или комбинируют разные методы. В частности, попередельный и попроцессный способы считаются не синонимами, а самостоятельными способами калькулирования себестоимости.
Однако такие методы учета, как учет по нормативной себестоимости (стандарт-кост) или учет по неполной себестоимости (директ-костинг), не являются альтернативными для позаказного и попередельного способов – каждый из них служит самостоятельной характеристикой процесса калькулирования, что дает возможность применения на практике одной из следующих комбинаций:
· позаказное калькулирование полной фактической себестоимости продукции;
· позаказное калькулирование полной нормативной себестоимости продукции (стандарт-кост);
· позаказное калькулирование неполной фактической себестоимости продукции (директ-костинг);
· позаказное калькулирование неполной нормативной себестоимости продукции (директ-костинг и стандарт-кост);
· попередельное калькулирование полной фактической себестоимости продукции;
· попередельное калькулирование полной нормативной себестоимости продукции (стандарт-кост);
· попередельное калькулирование неполной фактической себестоимости продукции (директ-костинг);
· попередельное калькулирование неполной нормативной себестоимости продукции (директ-костинг и стандарт-кост).
Таким образом, анализ способов калькулирования себестоимости продукции является актуальной темой.
Целью настоящей курсовой работы является анализ способов калькулирования себестоимости продукции комплексных производств.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические аспекты калькулирования себестоимости продукции;
2. охарактеризованы нововведения в системе калькулирования себестоимости продукции.
Таким образом, объектом данного исследования является себестоимость продукции, предметом – методики калькулирования себестоимости продукции.
1. Теоретические аспекты калькулирования себестоимости продукции
1.1 Методические подходы к калькулированию себестоимости продукции
В основе деления способов калькулирования лежит различие в выборе объекта калькулирования, что определяется особенностями технологических процессов производства продукции. Под объектом калькулирования мы понимаем тот объект, для которого необходимо исчислить фактическую себестоимость: некий продукт организации в целом, ее подразделений, технологических фаз, переходов, стадий, переделов и т.д. Например, для машиностроения – это деталь, для пассажирского транспорта – место на отдельном маршруте или пассажиро-километр, для грузового транспорта – рейс или тонно-километр, для металлургии – некоторое количество чугуна или стали определенной марки (например, тонна), для общественного питания – блюдо. Выбор объекта калькулирования является одним из важнейших вопросов учетной политики организации, поскольку от его решения зависит не только деление затрат на прямые и косвенные, но и построение всей системы аналитического учета.
Выбор объекта калькулирования определяет и выбор калькуляционной единицы (в чем измеряется количество объектов калькулирования). ............