Содержание
Введение................................................................................................. 3
1. Характеристика литературы эпохи Просвещения........................... 4
2. Сентиментализм и его характеристика............................................. 9
Заключение........................................................................................... 15
Список литературы.............................................................................. 16
Введение Объектом литературы всегда была и остается, говоря словами Пушкина, «судьба человеческая, судьба народная». О человеке и народе художник рассказывает языком живых образов и живых картин, обогащая их дарами своего сердца и достигая тем самым огромной силы эмоционального воздействия.
Главный пафос в литературе периода Просвещения – антифеодальный. Идеи просвещенной монархии постепенно сменялись республиканскими идеями. Одно из главных изданий времени – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», в котором участвовали Дидро, Монтескье, Вольтер.
Крупные писательские имена, кроме названных – Дефо, Филдинг, Лессинг, Стерн, Руссо, Шеридан, Бомарше, Шиллер, Лесаж, Ричардсон, Парни, Бернс, Гете, Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов, Державин
Сентиментализм - литературное направление, в центре которого было чувство, а не разум, как было характерно для литературы Просвещения. Главной фигурой в этом направлении был английский писатель Стерн, автор «Сентиментального путешествия». Были и сентименталисты, прибегавшие к иронической стилистике (Руссо и Дидро).
В России сентиментализм получил широкое распространение. Прежде всего это Карамзин с его знаменитой фразой в повести «Бедная Лиза»: «И крестьянки любить умеют». Были и другие интересные писатели: Муравьев, Дмитриев, Капнист, молодой Жуковский.
В основе литературного сентиментализма лежала сенсуалистская философия (философия чувствительности) Кондильяка.
1. Характеристика литературы эпохи Просвещения Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. — философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, — жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе.
Новая атмосфера общественного умонастроения приводила к изменению в соотношении видов и жанров художественного творчества. Значение литературы — «орудия просвещения» — по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов, — «Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро.
Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести, такие, как «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др.
Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам.
Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили сочувственно и проникновенно его страдания. Разоблачая произвол господствующих сословий, они смело вводили в литературу критический элемент и создали произведения высокого политического и художественного значения. ............