Содержание
Введение. 2
1. Раскол церкви 1054 года. Неразрешимые противоречия. 3
2. Православие. Понятие и сущность. 5
3. Католицизм. Понятие и сущность. 8
4. Пункты догматических и канонических расхождений. 9
Заключение. 11
Список литературы. 12
Введение
Религия является продуктом духовной деятельности человека, частью культурного потенциала каждого народа.
Православие и католицизм – две основные ветви христианства, представляющие его восточную и западную традиции, имеющие свои характерные особенности и различия.
На осмысление христианских догматов представителями христианского богословия запада и востока в определённой мере повлияла характерная для их культур ментальность.
Особенности и различия двух конфессий в свою очередь неизбежно оказывают влияние на развитие культур христианских народов.
Цель данной курсовой работы – провести сравнительный анализ православия и католицизма.
Невозможно учесть всё, что написано теологами, историками церкви и религиозной жизни, просто историками, социологами религии и просто социологами о специфике католицизма и православия. Поэтому в данной контрольной работе затронуты наиболее основные общепризнанные особенности и различия двух главных христианских конфессий.
1. Раскол церкви 1054 года. Неразрешимые противоречия
Поначалу учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, — святителей Илария Пиктавийского (315–367), Амвросия Медиоланского (340–397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435) и многих других — было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329–379), Григория Богослова (330–390), Иоанна Златоуста (344–407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.
Первое покушение на эту вероучительную гармонию произошло с появлением учения блаженного Августина, епископа Иппонийского (354–430). По многим направлениям Августин открыл христианской мысли новые пути, оставившие глубокий отпечаток в истории Запада, но в то же время оказавшиеся почти полностью чуждыми нелатинским Церквям.
С одной стороны, Августин, самый «философствующий» из отцов Церкви, склонен к превозношению способностей человеческого разума в области богопознания. Он разработал богословское учение о Святой Троице, которое легло в основу латинской доктрины об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (на латыни — Filioque).
Согласно более древней традиции, Святой Дух берет Свое начало, так же как и Сын, только от Отца. Восточные отцы всегда придерживались этой формулы, содержащейся в Священном Писании Нового Завета, и видели в Filioque искажение апостольской веры. Они отмечали, что в результате этого учения в Западной Церкви произошло некое принижение самой Ипостаси и роли Святого Духа, что, по их мнению, привело к определенному усилению институциональных и юридических аспектов в жизни Церкви. С V века Filioque повсеместно допускалось на Западе, практически без ведома нелатинских Церквей, но в Символ веры оно было добавлено позже.
В том, что касается внутренней жизни, Августин настолько подчеркивал человеческую немощь и всемогущество Божественной благодати, что получалось, будто он умалял человеческую свободу перед лицом Божественного предопределения.
1054 г. ............