УО БГУИР
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
на тему:
«Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры»
МИНСК, 2008
Культура периода с пятого по пятнадцатый век обозначается как средневековая. Первоначально термин использовался для обозначения этапа развития европейской культуры, впоследствии стал применяться в исследовании культур других регионов. Основу средневековой культуры составляет мировоззренческая парадигма теоцентризма, основанная на идее Бога как первопричины и смысла всего сущего.
В V в. н.э. в культуре Западной Европы возникает новое видение мира, основанное на теоцентрической мировоззренческой парадигмы, которая будет доминировать в историческом самосознании на протяжении более тысячелетия. Основной идеологией средневековой культуры является идея единого Бога, создателя мира и человека, нравственной первопричины и духовного Абсолюта. Начало средневекового этапа становления общечеловеческой культуры принято разделять на 3 периода: V-XI вв. – раннее средневековье, зарождение и становление феодализма; XII-XV вв. – классическое средневековье, зрелый феодализм; XVI- первая половина XVII века – позднее средневековье, период упадка и разложения феодализма.
Средневековая культура – особая ступень в мировом духовном процессе. Её доминирующие культурные универсалии базировались на религиозном понимании действительности, в силу чего сама культура носила сакральный характер. Ведущее положение религии в духовной жизни и церкви как института в социально-политической сфере обусловили теологический характер мировоззрения и клерикальные черты в художественной культуре. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство, независимо от специфики его развития в западных и восточных странах (общее приоритетное значение принадлежало как христианству, так и исламу).
Однако господство сакральных элементов в средневековой культуре не означало отсутствие в ней альтернативных по своим началам исканий гармонии жизни и мира в целом. Средневековая художественная культура выражало это завуалировано, своим условным языком.
Каковы же были закономерности и особенности становления средневековой культуры? При ответе на этот вопрос следует учитывать тот фактор, что духовно-культурные универсалии и мировоззренческая парадигма эпохи формировались в процессе зарождения распространения и превращения в мировую религию христианства.
Трансформация христианства из секты, возникшей в лоне иудаизма, жестоко преследовавшейся светскими и церковными властями, (а христианские историки насчитывают десять крупных гонений на свою религию) в государственную религию завершается к 4-му веку н.э Император Константин предоставил христианству равные права с другими религиями, император Феодосий возвел в ранг государственной, а первый собор епископов, состоявшийся в 325 г. н.э. в г. Никея объявил её мировой.
Процесс формирования христианства сопровождается изменением как социального и этического состава приверженцев первых общин, так и появлением должностных лиц, или клира: пресвитеров (старейшин), епископов (надзирателей), диаконов (служителей). Постепенно хозяйственно-финансовая власть в общинах становится ведущей, что в свою очередь обусловливает отрыв, обособление клира от верующих. Внутри самих общин намечается противостояние между иудейскими и неиудейскими элементами в вероучении, отражавшее борьбу иудейских и языческих группировок в христианстве. ............