Оглавление
Введение
Средства создания комического
Фонетика
Лексика
Метафоры
Метонимия
Сленг, просторечье
Антонимичность
Синонимы
Омонимы
Фразеологизмы
Словообразование
Прецедентные тексты
Заключение
Список литературы
Введение
Детективная литература в узком смысле - проза о расследовании и «разгадке» преступления, в широком - изображение криминального преступления и борьбы с преступниками. Что же привлекает современных читателей в таких «неэстетичных» произведениях, ведь для описания какого-либо правонарушения достаточно сухой милицейской сводки. Но детективы расходятся миллионными тиражами, а книгами Дарьи Донцовой, в частности, зачитывается полстраны, начиная со школьников и заканчивая пенсионерами. Неужели обычному человеку со своими житейскими проблемами интересно ещё больше осознавать всю нелицеприятность окружающей действительности? Причину такого парадокса мы постараемся раскрыть в нашей работе.
Дело в том, что любой автор детективов пытается заинтересовать читателя чем-то другим, кроме как фактом самого преступления. Например, Эдгар По, основоположник детективного жанра, искал философский смысл, элемент мистики в нарушении закона, моральных норм. Дарья же Донцова называет свои книги ироническими детективами, т.е. использует в них юмор, шутит над повседневностью. В некоторых случаях средством создания иронии выступает языковая игра. Материалом для исследования послужили детективы Дарьи Донцовой «Бассейн с крокодилами», «Филе из золотого петушка», «Вынос дела», «Черт из табакерки».
Чтобы четче обозначить характер и качество средств создания комического в рассматриваемом материале, установим потенциальную читательскую аудиторию Донцовой. Если говорить только о сюжетной линии детективов, то она представляет собой типичную для данного жанра запутанную историю, не отличающуюся оригинальным подходом или глубиной содержания. Герои Донцовой однообразны, стереотипны, речь их не показательна в плане раскрытия характера; но мы убедимся, что на уровне языка, стилистики текста достаточно много своеобразных и интересных приемов, работающих на привлечение внимания читателя, делающих текст «живым» и выразительным. Следовательно, можно предположить, что читателями Донцовой станут люди, желающие отвлечься от проблем, поднять настроение, не утруждаясь философскими размышлениями. Рассматриваемый вопрос актуален тем, что в некоторой степени отражает тенденции развития массовой российской литературы.
Цель исследования – выявления приемов создания комического и определение их функциональных особенностей в детективах Дарьи Донцовой. Данная цель обусловила ряд конкретных задач:
а) найти в текстах произведений Донцовой приемы создания комического
б) классифицировать выбранные приемы с учетом их структурно-семантических особенностей
в) определить качество литературного языка в анализируемом тексте, а в частности качество средств создания комического эффекта.
г) попытаться найти причину популярности детективов Донцовой на основе изученного материала, т.е. затронуть явление психологии на уровне языка.
Средства создания комического
Языковая игра, как и комическое в целом, - это отступление от нормы, нечто необычное. ............