Часть полного текста документа:Срочный тренировочный эффект и систематизация специальных тренировочных упражнений в зависимости от уровня развития аэробных и анаэробных возможностей пловцов выcoкого класса Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова, кандидаты педагогических наук В.Р. Соломатин, А. Журавик, Российская государственная академия физической культуры Повышение спортивных результатов в плавании во многом зависит от уточнения научных знаний об особенностях тренирующего -воздействия широкого круга - специальных упражнений, используемых при подготовке высококвалифицированных пловцов [3, 5-7]. Имеющиеся в литературе данные [4, 6, 11] позволяют говорить о том, что основные виды упражнений, применяемые в тренировке пловцов, существенно различаются по механической эффективности, объему вовлеченной в работу мышечной массы, режиму работы мышц. Это непременно должно отразиться на преимущественной направленности срочного тренировочного эффекта. В связи с этим были проведены исследования с целью -систематизации однократных тренировочных упражнений по характеру и величине физиологических реакций организма в ответ на нагрузку, а также от уровня развития максимума аэробных и анаэробных возможностей у пловцов высокого класса. Таблица 1. Показатели специальной работоспособности при плавании с помощью движений рук, ног и в полной координации способами кроль на груди и на спине, дельфин, брасс на дистанциях 50, 100, 200, 400 м (n=42) Дистанции, м Виды упраж нений Показатели специальной и работоспособности VO2, л/мин VE, л/мин ExcCO2, л/мин кроль на спине дельфин брасс кроль на спине дельфин брасс кроль на спине дельфин брасс 50 Р 3,93 3,16 3,89 2,69 38,8 81,2 92,8 62,3 0,55 0,44 0,45 0,23 1,12 0,53 0,88 0,78 25,5. 14,3 16,1 20,5 0,39 0,29 0,34 0,17 Н 3,54 3,07 3,42 2,13 91,2 86,4 84,0 54,4 0,68 0,83 0,72 0,18 0,81 0,58 1,05 0,69 24,9 19,4 27,5 17,3 0,31 0,43 0,30 0,11 К 3,96 3,19 3,96 2,98 84,4 78,6 90,8 79,6 0,57 0,50 0,65 0,51 0,94 0,62 0,6- 0,77 13,9 12,6 28,3 23,2 0,47 0,33 0,34 0,39 100 Р 4,00 2,83 4,10 2,52 108,4 69,2 97,8 64,0 1,02 0,49 0,76 0,28 1,30 0,47 0,50 0,65 34,7 10,5 20,1 18,3 0,68 0,26 0,40 0,19 Н 4,00 2,72 4,22 2,44 104,0 74,4 109,6 68,8 1,05 0,59 1,19 0,36 0,96 0,53 0,76 0,70 28,7 14,5 28,5 22,9 0,49 0,31 0,38 0,28 К 4,37 3,65 4,05 2,65 119,2 102,0 110,8 72,0 1,30 1,08 1,19 0,60 1,11 0,51 0,69 0,76 29,0 15,4 21,0 29,0 0,65 0,54 0,56 0,27 200 Р 3,73 2,87 3,76 2,65 84,4 70,8 99.2 69,6 0,37 0,35 0,87 0,13 1,12 0,41 0,68 0,71 12,8 10,3 31,7 17,7 0,31 0,32 0,42 0,11 Н 4,25 3,32 4,01 2,95 118,4 94,8 105,6 80,0 0,97 0,66 0,69 0,65 1,12 0,73 0,38 0,68 37,0 17,5 34,4 17,6 0,41 0,23 0,39 0,47 К 4,28 3,51 4,47 3.80 08,8 100,4 114,0 102,0 0,89 0,87 1,44 0,99 0,81 0,70 0,37 0,61 25,6 16,5 33,3 13,3 0,37 0,36 0,72 0,38 400 Р 3,43 3,08 4,30 2,39 97,6 90,0 107,2 61,6 0,79 0,61 0,72 0,23 0,71 0,93 0,66 0,65 22,2 14,5 18,2 18,7 0,56 0,44 0,36 0,17 Н 4,46 3,14 3,09 2,39 98,00 77,2 86,4 62,8 0,40 0,38 0,69 0,15 1,36 0,67 0,60 0,59 20,2 16,1 25,3 13,4 0,22 0,28 0,56 0,11 К 4,67 3,22 4,51 3,15 116,4 83,2 110,4 83,6 0,88 0,67 0,82 0,62 1,34 0,56 1,01 0,59 36,0 18,0 32,9 18,3 0,49 0,31 0,44 0,37 Условные обозначения: Р - плавание с помощью движений рук; Н - плавание с помощью движений ног; К - плавание в полной координации движений. Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 42 пловца 16-18 лет - кандидаты в мастера и мастера спорта. Спортсменам предлагалось проплыть дистанции 50, 100, 200 и 400 м с максимально доступной скоростью с помощью движений рук, ног и в полной координации способами кроль на груди и на спине, дельфин и брасс. Характер и глубина тренировочного воздействия каждого упражнения определялись по показателям газообмена (уровню потребления кислорода, легочной вентиляции, неметаболического "излишка" углекислого газа) [1, 2, 8-10]. Результаты исследования и их обсуждение. ............ |