Часть полного текста документа:Становление и развитие самосознания личности Гудзь Антон Кривой Рог, 2005г. МАУП Введение Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе. Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть q1 особенности формирования самосознания в юношеском возрасте, как важном периоде личностного и профессионального самоопределения. Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов. Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов - Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных - У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др. В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др. Предметом исследования стали особенности становления профессионального самосознания в юношеском возрасте. Объектом исследования выступили 30 студенток первого курса и 30 студенток третьего курса отделения "Лечебное дело" Муромского медицинского колледжа в возрасте 17-19 лет. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что такие личности образования в структуре самосознания как самооценка и самоотношение влияют на процесс формирования профессионального самосознания. Задачи исследования: 1) Анализ литературы по проблеме формирования самосознания в юношеском возрасте. 2) Проведение сравнительного анализа результатов исследования студентов I и III курсов. Исследование проводилось в период 2001-2002 учебного года на базе Муромского медицинского колледжа. Для решения поставленных задач был использован следующий диагностический блок: 1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. [38]. 2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [38]. 3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [39]. 4. Опросник Мегробяна по изучению эмпатии [30]. 5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко [39]. 7. Сочинение "Я в профессии через 10 лет". Глава 1. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в юношеском возрасте. 1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры. Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов: философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием [И.С.Кон,1978, А.Г.Спиркин 1972, А.И.Титаренко 1974] и др; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [Л.И.Божович, 1968; И.И.Чеснокова, 1977; С.Л.Рубинштейн, 1989] и др.; социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности ? Л.И.Божович, 1968; И.И. ............ |