Часть полного текста документа:Становление логической философии Е. С. Линьков "Наука логики" - главное философское произведение великого немецкого мыслителя Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Ее содержание составляет всеобщая диалектика, раскрытая на основе тождества мышления и бытия впервые именно Гегелем. Определенность развития он выразил в той форме, которая раскрыла развитие как всеобщий закон, что является подвигом всемирно-исторического значения. Так как всеобщее развитие само дает себе свои законы, закон развития может быть только развивающимся законом. Диалектика Гегеля выступает поворотным пунктом философии и единственной предпосылкой дальнейшего развития диалектики вообще. Это открытие всеобщей диалектики, составившее эпоху и подготовившее переворот в понимании предмета философии, которая обобщала результаты наук о природе и истории было не случайностью, а необходимым результатом исторического развития философии. Вместе с этим открытием завершается существование философии природы и философии истории. При непонимании необходимого предмета философии обе эти формы могут возрождаться, но они не являются формами философии, а входят в положительную науку о природе и истории. Возрождение этих форм означает, что еще не достигнута ступень всеобщей диалектики Гегеля. Философия природы и философия истории, исторически неизбежные на определенных ступенях развития философии, и делали ее наукой наук. Но это не относится к всеобщей диалектике Гегеля, которая по своему предмету соответствует тому, что Аристотель называет первой философией. Система Гегеля была последней исторической формой развития философии. Она заключает в себе всю предшествующую "философию, снимает историческую форму в логической форме развития философии и благодаря этому указывает различие предмета философии и предмета положительных наук. Философия Гегеля, завершая собой историческое, стихийное развитие пред- а философии, не могла еще вследствие господства метафизики в естествознании и исторической науке обойтись без философии природы и философии духа. Но философским моментом в этих двух формах является только всеобщая диалектика, а все остальное входит в положительную науку. философия как наука наук завершена. Познание особенных форм природы и истории общества является теперь положительной наукой, а не философией. А так как особенные формы природы и общества исключаются из философии, то связанные с ними особенные формы мышления, как и соответствующие им эмпирические методы познания, необходимо входят уже в предмет положительной науки. Но диалектика мышления сама является высшей формой диалектики бытия только потому, что диалектика бытия необходимо становится диалектикой мышления. Это развивающееся единство диалектики бытия и мышления, объективной и субъективной диалектики, выраженное в мышлении, и есть всеобщая диалектика. Философия как наука наук завершена потому, что достигла завершения историческая форма развития предмета философии, который выступил теперь в своей необходимости. Предметом философии стала всеобщая диалектика бытия и мышления. Переворот в понимании предмета философии вызван, таким образом, открытием всеобщей диалектики, познание которой только и есть философия, если даже эта диалектика скрыта в исторической форме развития. ............ |