Введение
Как и любая другая, одаренная личность на протяжении всей своей жизни попадает в различные социальные группы. Эти группы можно разделить на две среды: макросреду (общество) и микросреду (семью). Безусловно, обе эти среды воздействуют на одаренную личность в процессе ее формирования и развития.
В первую очередь воздействие общества и семьи на одаренную личность реализуется через их отношение к отличительным особенностям данной личности и через их восприятия одаренности в целом. Определенное отношение этих двух сред становится базой для дальнейшего жизненного пути одаренной личности.
Макро- и микросреда как базовые факторы становления одаренной личности
Нами были исследованы особенности восприятия одаренной личности в макро- и микросреде и предприняты попытки обоснования того или иного отношения. В исследовании приняли участие следующие группы испытуемых:
· родители детей, не признанных одаренными (не проходивших тестирования для выявления одаренности или набравших меньше необходимого количества баллов), учащихся в общеобразовательных школах г. Екатеринбурга. Выборка составила 50 человек;
· родители одаренных детей, прошедших отбор и посещающих занятия в Центре «Одаренность и технологии» г. Екатеринбурга. Выборка составила 50 человек;
· представители общества. Выборка составила 100 человек.
В результате корреляционного анализа результатов нами были получены следующие данные:
По мнению общества, обычными взрослыми становятся всегда обычные дети, иногда одаренные дети, а так же одаренные взрослые. Это отражает ту ситуацию, которая наиболее распространена на сегодняшний день: число одаренных детей значительно превышает число одаренных взрослых.
В свою очередь, родители не одаренных детей четко разграничивают понятия одаренности и обычности. В их представлении они не связаны и не смешиваются.
В восприятии же родителей одаренных детей существует тесная взаимосвязь практически всех субъектов восприятия. Родители одаренных детей слабо ощущают границы понятий одаренности и обычности, создавая тем самым определенную микросреду для своего ребенка и для себя.
Построенные на основе данных, полученных методом семантического дифференциала, семантические пространства свидетельствуют о следующем.
Общество (точнее, его представители) позитивно относится как к одаренной, так и к неодаренной личности. Общество видит и понимает значимость не только ярких, отличных от других, одаренных людей, но и обычных, не выделяющихся из общей массы. В целом, общество готово принимать и поддерживать одаренную личность.
Родители детей, не признанных одаренными, склонны к стереотипному мнению о том, что быть одаренным значит быть «ненормальным», следовательно, несчастным. Они позитивно оценивают обычного человека: и ребенка, и взрослого. В области негативной оценки располагается образ одаренного ребенка, и крайне негативно оценивается одаренный взрослый. Последний воспринимается как пассивный и невротичный. Можно предположить, что родители обычных детей путают пассивность со специфическим образом жизни одаренного человека: у него иной темп и ритм жизни, иные занятия, иная работа и иные увлечения. ............