ОЛЬХОВАЯ
Татьяна Александровна
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Оренбург 2007
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессорКирьякова Аида Васильевна
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Бездухов Владимир Петрович;
доктор педагогических наук, профессор Казакова Елена Ивановна;
доктор педагогических наук, профессор Повзун Вера Дмитриевна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Защита состоится «29» мая 2007 г. в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.181.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 6205.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13.
Автореферат разослан «__» _________ 2007 г.
Автореферат размещен на сайте ВАК РФ «27» февраля 2007г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Носова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развитие системы университетского образования начала XXI века характеризуется философскими, теоретико-педагогическими и практическими поисками новой образовательной парадигмы; осмыслением ценностных императивов образования, уточнением его значимости для человека, культуры, общества. В современных условиях образование становится принадлежностью, сущностью человека и его культуры, способом развития личности и социума. Признание уникально неповторимой ценности человека, его роли в развитии социума, усиление ответственности личности за построение своего жизненного и профессионального пути являются смыслообразующими характеристиками современного университетского образования.
Понимание значимости образования позволяет рассматривать развитие субъектного потенциала будущих специалистов – выпускников университетов в качестве ведущего фактора прогрессивного развития общества. Современная ситуация жесткости требований к человеку изменяет характеристики его включенности во все жизненные сферы, в том числе и в образование, актуализирует проблему развития субъектной активности студента университета – особого личностного качества, характеризующегося выбором вариантов достижения образовательных результатов и построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив.
Задача образования состоит в создании условий обретения студентом личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальным результатом образования в этих условиях является развитие способности студента (будущего профессионала) чувствовать образ меняющего мира и себя как части этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в психолого-педагогической науке проблема субъектности изучалась достаточно глубоко и последовательно. ............