Часть полного текста документа:Становление теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX-ХХ веков (Историко-философский анализ) Ачмиз Марина Мухтаровна Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук Краснодар 2007 Введение Актуальность темы исследования. Современная эпоха внесла в мировую историю значительные изменения, которые глубже и серьёзнее по своим последствиям, чем многие масштабные перемены других исторических эпох. В исторической науке современные изменения сравнивают с переменами, которые произошли в жизнедеятельности людей в далёкой истории при открытии огня, изобретении орудий труда, появлении самых ранних государств. В ряду важнейших последствий, которые обусловлены современным развитием, выделяется возникновение и развитие нового, массового типа существования людей с такими характерными для него масштабными явлениями, как массовое сознание и массовое поведение, массовая культура и массовые коммуникации, массовое производство и массовое потребление. Со времени Французской революции многовековой уклад человеческой жизнедеятельности и традиционные общественные связи радикально трансформируются и возникает новое общество, в котором новую социальную роль обретают широкие народные массы, те, кто испокон веков именовался плебсом, чернью, толпой. Стали неотъемлемой частью современного мира бесчисленные движущиеся толпы на улицах и площадях, сменяющая друг друга публика в зонах отдыха и зрелищно-увеселительных заведениях, массовые аудитории средств передачи информации и учебных заведений, потоки покупателей в торговых предприятиях, скопления людей в транспорте, колонны демонстрантов и пикеты протестующих, локальные и транснациональные массовые движения с экономическими, политическими, экологическими и иными лозунгами. Эти и многие другие феномены, основой которых является функционирование разнообразных массовых общностей, стали отличительной чертой современности. Характерные для Европы XIX века и первой половины ХХ столетия непрекращающиеся массовые деструктивные выступления людей во второй половине минувшего века в индустриально развитых странах мира стали казаться преодоленными. Сформировалась точка зрения, согласно которой спонтанно возникающие и разрушительно проявляющие себя массовые общности отступают перед научно-техническим прогрессом, ростом образованности, правовой защищенности и материальной обеспеченности людей, а сами массовые общности надежно интегрированы в состав устойчивых социальных структур и контролируются мощными государственными учреждениями. Однако и в наши дни время от времени действия массовых общностей в различных странах потрясают общественные и правительственные устои. Определенные импульсы, придающие массовым явлениям новый прилив сил, отмечаются за пределами благополучного западного мира, в частности, в современной России, стремящейся к демократии и процветанию, хотя и в ней массовые феномены способны играть существенную и во многом непредсказуемую общественную роль. Все эти обстоятельства определяют актуальность философского осмысления проблем жизнедеятельности массовых общностей. Потребность в углублении анализа этой проблематики делает необходимым её историко-философское исследование, что предполагает и изучение исходных основ современной теории массовых общностей. Степень разработанности темы. ............ |