Часть полного текста документа:ВВЕДЕНИЕ Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон, Аристотель и др. Высказывали о своих работах подобные идеи. Традиционно основоположниками "классического" варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, "тот выше, кто может подписывать законы". Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Свое дальнейшее развитие теория разделения властей получила в работах Монтескье, назвавшего три "рода власти": законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению, может быть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. "Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известной профессией, ни с известным положением, она станет невидимой и как бы несуществующей. Люди не имеют перед глазами постоянно судей и страшатся уже ни судьи, а суда".1 Таким образом Монтескье фактически отделяет судей от политики и доказывает необходимость сохранения за судом права быть консервативной, уравнивающей силой, способной восстанавливать нарушенное право или попранную справедливость устами самого народа. В своей работе я рассматриваю вопросы, связанные со статусом суда (судебной власти) в правовом государстве, а именно какое место занимает правосудие в системе разделения властей, как судебная власть взаимодействует с законодательной и исполнительной властью, раскрывая их через понятия и признаки правового государства. В современных правовых демократических государствах правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в конституции и особых законах компетенцию. Отправление правосудия как специфической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том, чтобы обеспечивать надлежащие применение законов путем восстановления как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях. Законодательная и исполнительная власти находятся у истоков судебной власти: они ее формируют. Однако затем судебная власть одновременно и отделяется и возвышается, становясь властью особого рода. Исходя из этого следует всегда иметь в виду, что судебная власть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главного свойства - служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе и тех, которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними властных полномочий. В отличие от законодательной деятельности, целью которой является крупномасштабное планирование общественно - политических и политических процессов в обществе, цель судебной деятельности куда более конкретна: она основывается на точном установлении фактов и их правовой оценке и лишь применительно к данному конкретному случаю, по поводу которого в суд поступает заявление или ходатайство. В целом же миссия правосудия заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотом справедливости. 1. ............ |