Часть полного текста документа:Степан Осипович Макаров (1848/1849-1904) Российский военно-морской деятель. Вице-адмирал (1896). Закончил Морское училище в Николаевске-на-Амуре в звании кондуктора Корпуса флотских штурманов (1865). Плавал с 1861 г. на кораблях Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана, за выдающиеся успехи в науках и службе в июле 1867г. в виде исключения переаттестован в гардемарины. Мичман с 1869 г. Получил назначение на Балтийский флот. Служил на корвете "Дмитрий Донской" (1867-1869), башенной броненосной лодке "Русалка", броненосном фрегате "Князь Пожарский" (1869-1870). На винтовой шхуне "Тунгус" совершил переход на Дальний Восток (1870-1872). Молодым офицером начал первые исследования проблем непотопляемости корабля, продолжил работу в 1873-1876 гг. под руководством вице-адмирала А.А. Попова. Командировался в Вену на Всемирную выставку для демонстрации своего изобретения - пластыря для заделки пробоин судов (1873). В 1876 г. назначен на Черноморский флот командиром парохода "Великий князь Константин". Предложил оборудовать этот корабль для транспортировки катеров с шестовыми минами в район стоянки противника для проведения атаки. Успешно реализовал проект в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В декабре 1877 г. капитан-лейтенант С.О. Макаров впервые в мире применил для атаки самодвижущуюся мину Уайтхеда (торпеду), а в январе 1878 г. торпедировал на рейде Батума турецкий броненосный корабль "Интибах", Участвовал в колонизации Средней Азии (Ахал-Текинская экспедиция 1880-1881гг.) заведующим морской частью при войсках, действовавших в Закаспийском крае. Осенью 1881 г. назначен командиром парохода "Тамань", стоявшего русским стационером в Босфоре. Осуществил комплекс гидрологических работ и позже издал труд "Об обмене вод Черного и Средиземного морей" (1885), удостоенный премии Российской академии наук. Затем капитан 1-го ранга Макаров служил флаг-капитаном командующего Практической эскадры Балтийского моря и командиром фрегата "Князь Пожарский" (1883-1885). Разработал предложения по улучшению работы Кронштадтского порта, организации боевой подготовки и отмобилизования флота. В августе 1886 - мае 1889 гг. на корвете "Витязь" совершил кругосветное плавание и произвел глубокие научные исследования. Написанная им книга "Витязь" и Тихий океан"(1894) получила премию Академии наук и Золотую медаль Российского географического общества. С производством в контрадмиралы в 1890 г. назначен младшим флагманом Балтийского флота, с 1891 г. - Главный инспектор морской артиллерии, с 1894 г. - командующий Средиземноморской эскадрой. Совершил поход на Дальний Восток (1895-1896), во время которого разработал наставление по подготовке кораблей к бою. В 1896 г. вице-адмиралом утвержден в должности старшего флагмана Практической эскадры Балтийского моря. В конце 90-х гг. выступил с идеей создания мощного судна для плаваний в Арктике, предложил оригинальный конструктивный проект ледокола "Ермак", построенного под его наблюдением. На "Ермаке" в 1899 и 1901 гг. совершил походы в Арктику, достигнув районов Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. С 1899 г. - главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта. С.О. Макаров внес значительный вклад в решение проблем строительства и боевого применения флота, улучшения боевых качеств кораблей, обучения и воспитания моряков, гидрографии, кораблестроения. ............ |