Часть полного текста документа: Стимулиpование пpоизводственных пpоцессов Управление производительностью является составной частью промышленного производства. На научную основу оно было впервые поставлено Ф.У. Тейлором, который "упорно настаивал на необходимости и возможности точнейшего определения того предела скорости, при котором работа может в нормальных условиях не замедляться по целым дням на протяжении всей жизни и при этом не причинять рабочему никакого вреда, оставаясь, однако, экономной в смысле времени". Подход предложенный Тейлором, позволял не только достаточно точно определить возможную производительность , но и существенно ее повысить, причем работа исполнителей регламентировалась так же, как и работа оборудования. Однако такую работу возможно было провести в полной мере лишь в частных случаях и на отдельных, не самых сложных операциях. При более сложном производстве , когда необходимо пронормировать десятки тысяч постоянно совершенствующихся операций на фоне непрерывно сменяющейся номенклатуры выпускаемой продукции, такая работа не только невероятно трудоемка, но и, чаще всего, технически неосуществима. С ростом технического уровня производства подвергнуть труд исполнителя жесткому регламентированию (нормированию), если работа ведется не на конвейере, стало и вовсе невозможно. В силу этих причин тем большее значение приобрели системы материального и морального стимулирования работников. В качестве стимула прежде всего были использованы деньги. Понятно, что деньги использовались и до Ф.Тейлора, однако лишь при нем они стали частью системы нормирования и стимулирования труда. Генри Форд также придавал деньгам доминирующее значение в стимулировании. Однако он не ставил вопрос: " Сколько должен получать рабочий?" Акцент был сделан иной - "Сколько может платить предприятие?" Создатель автомобильной промышленности полагал, что "работодатель никогда ничего не выиграет, если произведет смотр своим служащим и поставит вопрос: насколько я могу понизить им заработную плату?. столь же мало пользы рабочему, когда он грозит предпринимателю кулаком и спрашивает: сколько я могу выжать из него?" Г.Форд первым поднялся до понимания такого вопроса, что "наш собственный сбыт до известной степени зависит от ставок, которые мы платим. Если мы в состоянии давать высокую зарплату, то этим выбрасывается много денег, которые способствуют обогащению лавочников, торговых посредников, фабрикантов и рабочих других специальностей, а их благосостояние окажет влияние на наш сбыт. * Повсеместное высокое вознаграждение равносильно всеобщему благосостоянию - разумеется, предполагается, что высокие ставки являются следствием повышенной производительности". На практике Форд значительно увеличил минимальную заработную плату до 5 долларов в день, сократив продолжительность рабочего дня с 10 до 8 часов. Его нововведения по стимулированию были встречены с большим воодушевлением и оказали помимо материального большой психологический эффект. Значительно позднее действия Форда были оценены специалистами несколько иначе, хотя и не менее восторженно. Ли Якокка - самый выдающийся менеджер современного американского автомобилестроения пишет о фордовской системе стимулирования: "Часто Генри Форду приписывают заслугу создания конвейера, хотя фактически он был изобретен другим. ............ |