Часть полного текста документа:(С) Аpтамонов Дмитpий (94 год.) Управление производительностью является составной частью промыш- ленного производства. На научную основу оно было впервые поставлено Ф.У. Тейлором, который "упорно настаивал на необходимости и возмож- ности точнейшего определения того предела скорости, при котором рабо- та может в нормальных условиях не замедляться по целым дням на протя- жении всей жизни и при этом не причинять рабочему никакого вреда, оставаясь, однако, экономной в смысле времени". Подход предложенный Тейлором, позволял не только достаточно точ- но определить возможную производительность , но и существенно ее по- высить, причем работа исполнителей регламентировалась так же, как и работа оборудования. Однако такую работу возможно было провести в полной мере лишь в частных случаях и на отдельных, не самых сложных операциях. При более сложном производстве , когда необходимо пронор- мировать десятки тысяч постоянно совершенствующихся операций на фоне непрерывно сменяющейся номенклатуры выпускаемой продукции, такая ра- бота не только невероятно трудоемка, но и, чаще всего, технически не- осуществима. С ростом технического уровня производства подвергнуть трудиспол- нителя жесткому регламентированию (нормированию), если работа ведется не на конвейере, стало и вовсе невозможно. В силу этих причин тем большее значение приобрели системы мате- риального и морального стимулирования работников. В качестве стимула прежде всего были использованы деньги. Понят- но, что деньги использовались и до Ф.Тейлора, однако лишь при нем они стали частью системы нормирования и стимулирования труда. Генри Форд также придавал деньгам доминирующее значение в стиму- лировании. Однако он не ставил вопрос: " Сколько должен получать рабочий?" Акцент был сделан иной - "Сколько может платить предприятие?" Создатель автомобильнной промышленности полагал, что "работодатель никогда ничего не выиграет, если произведет смотр своим служащим и поставит вопрос: насколько я могу понизить им заработную плату?.. столь же мало пользы рабочему, когда он грозит предпринимателю кула- ком и спрашивает: сколько я могу выжать из него?" Г.Форд первым поднялся до понимания такого вопроса, что "наш собственный сбыт до известной степени зависит от ставок, которые мы платим. Если мы в состоянии давать высокую зарплату, то этим выбрасы- - 2 - вается много денег, которые способствуют обогащению лавочников, тор- говых посредников, фабрикантов и рабочих других специальностей, а их благосостояние окажет влияние на наш сбыт. * Повсеместное высокое вознаграждение равносильно всеобщему благо- состоянию - разумеется, предполагается, что высокие ставки являются следствием повышенной производительности". На практике Форд значительно увеличил минимальную заработную плату до 5 долларов в день, сократив продолжительность рабочего дня с 10 до 8 часов. Его нововведения по стимулированию были встречены с большим воо- душевлением и оказали помимо материального большой психологический эффект. Значительно позднее действия Форда были оценены специалистами несколько иначе, хотя и не менее восторженно. Ли Якокка - самый выда- ющийся менеджер современного американского автомобилестроения пишет о фордовской системе стимулирования:"Часто Генри Форду приписывают зас- лугу создания конвейера, хотя фактически он был изобретен другим. ............ |