Часть полного текста документа:Стояние Святой Руси Перевезенцев С. В. В XVIII - начале XIX вв. правительство Российской империи не придавало большого значения заботам о Церкви. К примеру, должность обер-прокурора Синода не играла важной роли в общественной жизни России, а сам этот пост зачастую занимали лица, которые откровенно признавались в своем неверии в Бога (Мелиссино, Чебышев, А.Н. Голицын). При Екатерине II в 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель, в результате которой Церковь лишилась значительной части своих материальных средств. Для церковных служителей были установлены штатные оклады, выплачиваемые из государственной казны. В России резко сократилось число монастырей и монашествующих. Так, к началу XVIII в. в России насчитывался 1201 монастырь (965 мужских и 236 женских). В XVIII - первой половине XIX вв., в результате целенаправленной деятельности правительства, число монастырей и монашествующих сокращалось. Наибольшие сокращения произошли в 1764 г. после указа Екатерины II о секуляризации: из 1072 монастырей осталось 452, число монашествующих уменьшилось с 12444 человек до 5105. До середины XIX в. было закрыто еще 58 обителей. Но очень важным было то, что, не смотря на политику властей, само XVIII столетие дало нам немало примеров традиционной русской святости, сохранив преемственность с прежними русскими традициями. Даже в годы петровских реформ русская святость не умирала. Одним из примеров этого стала жизнь епископа Митрофана Воронежского. Митрофан Воронежский (в миру Михаил, в схиме Макарий) (1623-1703) возглавил Воронежскую епархию в 1682 г. В том же году он принимал участие в церемонии венчания на царство юных царей Ивана VI и Петра I, подавал патриарху венец Петра. 5 июля 1682 г. он присутствовал в Грановитой палате на публичном диспуте со старообрядцами о вере. Митрофан много заботился о процветании своей епархии, в которой при нем насчитывалось 17 монастырей. Воронежский владыка поддерживал начинания Петра I по укреплению государства и армии. Он финансировал постройку двух кораблей и вооружение трех галер, ссудил царю 4000 и 3000 рублей на строительство флота и войну со Швецией. По личному указу Петра I, после взятия Азова в 1696 г., стал именоваться епископом Воронежским и Азовским. Но воронежский епископ критически относился к иностранцам и резко противостоял иноземным порядкам, которые вводил царь. По легенде, Митрофан отказывался войти в дом к Петру, пока тот не убрал статуи античных богов ("языческих идолов") от входа. Перед смертью принял схиму в честь Макария Желтоводского. Канонизирован в 1831 г. Дни памяти: 7 (20 августа), 4 (17) сентября и 23 ноября (6 декабря). И позднее, в период екатерининской "атаки" на Церковь, русская святость сохранила свой живительный свет. Тогда, в 1760-е гг. много было недовольных, ибо деяния императрицы вызывали резкое неприятие у русского духовенства. Но в полный голос против секуляризационных мероприятий императрицы выступил только один человек - митрополит Ростовский и Ярославский Арсений Мацеевич (в миру Александр) (1697-1772). Еще в 1742 г. вместе с архиепископом Амвросием Юшкевичем, владыка Арсений Мацеевич подали тогдашней императрице Елизавете проект восстановления патриаршества в России, утверждая, что институт Святейшего Синода в отсутствии патриарха не имеет канонической основы. ............ |