Страхование ответственности аудиторов при осуществлении обязательного аудита
Эффективное развитие российских предприятий и привлечение инвестиций в экономику невозможны без участия квалифицированных аудиторов и проведения качественного аудита. Для повышения статуса современного российского аудита требуется решение следующих задач: повышение квалификации аудиторов, качества и надежности аудита, совершенствование законодательства об аудите и улучшение стандартов аудита, создание надежных каналов предоставления аудиторам различной информации по вопросам аудита.
Особую значимость на современном этапе приобретает обязательный аудит, который выступает как одно из основных средств, понуждающих экономические субъекты предоставить достоверную информацию об их реальном финансовом положении заинтересованным пользователям финансовой информации. В связи с этим обязательный аудит приобретает публично-правовое значение.
К лицам, занимающимся обязательным аудитом, должны предъявляться специальные требования. Так, необходимым условием осуществления деятельности, связанной с проведением обязательного аудита, является страхование ответственности аудиторской организации. Договор страхования в данном случае выступает формой финансового обеспечения ответственности аудитора.
Страхование ответственности аудиторов распространено во многих странах и зачастую является обязательным. Например, большое внимание вопросам страхования аудиторской деятельности уделяется в Швеции. Аудиторы и аудиторские организации должны заключать соглашение о страховании или оставлять в Комиссии по аудиторской деятельности залог под обязательство возмещения убытков, которые аудитор или аудиторская организация могут понести в ходе своей деятельности. Исключение из этого требования может быть сделано Комиссией по аудиторской деятельности только при наличии особых обстоятельств. По законодательству Испании аудиторы отвечают лично и солидарно перед аудируемыми организациями и третьими лицами за вред, причиненный из-за невыполнения аудиторами своих обязательств. Если вред причинен аудитором, работающим в аудиторской организации, отвечает как аудитор, так и организация. Остальные учредители-аудиторы, которые не подписывали аудиторское заключение, отвечают за причиненный вред в форме субсидиарной ответственности солидарно. Необходимым условием внесения в Реестр аудиторов является предоставление гарантии ответственности в форме депозита, государственных ценных бумаг, векселя финансовых организаций, зарегистрированных в специальном реестре Министерства экономики и Банке Испании, страховой полис гражданской ответственности. При этом в первый год деятельности устанавливается минимальная сумма ответственности. Для аудиторских организаций соответствующая сумма определяется умножением минимальной суммы на число учредителей организации независимо от того, являются они аудиторами или нет. В последующие годы минимальная сумма гарантии ответственности увеличивается на 30 процентов. Аудиторские организации и аудиторы должны ежегодно подтверждать действие полиса или векселя. Невыполнение данного требования - безусловное основание для запрещения осуществления аудиторской деятельности.
Наличие договора страхования позволяет переложить бремя возмещения убытков на страховую организацию. ............