Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Реферат
по дисциплине: Социология
тема: Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации
Дубна, 2009
Введение
Данная статья Н.М. Кузнецовой, а именно, «Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации», была опубликована в научно-образовательном издании «Социально-гуманитарные знания» в 2007 году. В ней автор выявляет условия и факторы развития предприятий малого бизнеса и разрабатывает механизма повышения эффективности их функционирования в регионе и стране в целом. Для достижения целей работы Кузнецова ставила перед собой следующие задачи:
- выделить систему факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на эффективное развитие малых предприятий;
- разработать методику анализа факторов, определяющих перспективы развития малых предприятий в регионе, с учетом оценки влияния внутренней и внешней среды;
- предложить механизм эффективного взаимодействия органов региональной власти и субъектов малого бизнеса в институционально благоприятных условиях.
1. Развитие малого бизнеса в России
В общем, современная Россия достигла определенных успехов в развитии малого предпринимательства, но пока, к сожалению, такой сектор экономики, как малый бизнес, не оказывает существенного влияния на экономическое и социальное развитие общества. Во-первых, это связано с тем, что «отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем общества, неадекватна тем задачам, которые стоят перед экономикой страны» [c.172.].
В настоящее время определяющей сферой приложения интересов малого бизнеса являются торговля и общественное питание. Так, по данным Управления статистики по Волгоградской области, на ее территории функционируют 13,8 тыс. малых предприятий, на которых трудятся 128 тыс. человек. Из них 6,8 тыс. предприятий – в торговле и общественном питании, что составляет 49% от общего числа хозяйствующих субъектов малого бизнеса, и соответственно 43,5 тыс. человек или 34% от всей численности работников малого бизнеса.
«Экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект малых предприятий сферы торговли и общественного питания в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу» [с.172.]. Так в Волгоградской области объем произведенной продукции на одно малое предприятие составил 1,7 млн. руб., а по предприятиям торговли – 0,8 млн. руб., соответственно занятость по малому бизнесу в расчете на одно предприятие составила 9,2 человека, а в торговле – 6,3 человека. Подобное положение возникло вследствие того, что существует множество предприятий непроизводственного профиля, что, в свою очередь, связано с более легким получением прибыли, по сравнению с другими отраслями. Также причиной служит высокий уровень конкуренции, которая вынуждает держать под жестким контролем цены и количество занятых. ............