Стратегическое управление: концептуальные основы и необходимость использования на современном этапе
План
1. Сущность, предпосылки и эволюция системы стратегического управления
2. Модели стратегического управления и их характеристика
1. Сущность, предпосылки и эволюция системы стратегического управления
Кто не знает гавани,
к которой он хочет плыть,
тому и ветер не благоприятствует
Сократ
Как давно это было сказано и как актуально это в настоящее время, потому как каждый предприниматель и руководитель компании сталкивается с проблемой стратегической направленности бизнеса. Это проблема усугубляется тем, что в настоящее время каждое предприятие независимо от специфики его деятельности испытает на себе давление динамических факторов внешнего окружения.
Изменения в законодательстве, ценах на товары, услуги, в технологии, организационных формах предприятий и формах их собственности, наличие конкуренции не только с отечественными предприятиями говорит о том, что мы живем в мире, который быстро изменяется и очень часто не в тех направлениях, которые нас бы устраивали. Предприятия сталкиваются с неопределенностью, непредвиденными ситуациями, когда традиционные подходы к управлению и планированию не могут обеспечить правильной ориентации и подготовки предприятия к будущему, а значит к выживанию. Становится очень важным переход к управлению, которое ориентируется на стратегические направления развития.
Стратегическое управление подготавливает предприятие к успешному функционированию в будущем.
Предпосылки возникновения стратегического управления:
1. Повышение уровня нестабильности внешнего окружения. В настоящее время большинство отечественных предприятий работают в быстро изменяющемся и труднопредсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.
2. Интеграционные процессы, происходящие в отечественном бизнесе, проявляющиеся в создании промышленных, финансово-промышленных и финансово-коммерческих групп, эффективное функционирование которых невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.
3. Глобализация бизнеса. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, разрабатывая стратегию деятельности в конкурентной среде.
Термин «стратегическое управление» появился на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы отделить управление, осуществляемое на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства.
Стратегическое управление – это комплекс процессов и способов разработки и реализации портфеля стратегий предприятия с целью осуществления гибкого регулирования и своевременных изменений в предприятии, отвечающих вызову со стороны окружения и позволяющих добиваться конкурентных преимуществ.
Официальным годом рождения стратегического менеджмента можно назвать 1973 год, когда в г. Нешвилле (США) была проведена Первая международная конференция по вопросам стратегического управления, где в 14 докладах были подведены итоги развития стратегического подхода к управлению западными и восточными компаниями, а также определены основные направления развития стратегического управления. ............