Часть полного текста документа:Санкт-Петербургский Государственный Университет Философский Факультет Отделение культурологии Кафедра философской антропологии Дипломная работа студентки 5 курса, отделения культурологии Коротаевой Д.Н. На тему: Стратегии идентичности Научный руководитель: к.ф.н., доц. Секацкий А. К. Рецензент: к.ф.н., доц. Сухачёв В. Ю. Санкт-Петербург 2001 Оглавление Введение Глава 1. Место антропологической проблемы в европейской культуре Глава 2. "Техники себя" Глава 3. Функция-субъект Глава 4. Стратегия желания и подлинность субъекта Заключение Список литературы Введение. Идентичность в современной философии - это не та тема, которая может стать каким-либо препятствием, вызвать задержку, сбой, стать содержанием каких-то "приключений мысли". Идентичность - это не проблема, а скорее условие возможности достаточно обширного круга проблем, а точнее возможных дисциплинирующих стратегий, организующих видение, правила игры, определяющих миссию. Проблема идентичности появляется как анонимный концепт философии XX века, сменяя исчезающую из философского дискурса субъективность, ставшую основанием и процедурой задающей и обеспечивающей основание познания и практики, определяющей условия всякого возможного опыта. Субъект в декартовской философии изначально выводится через понятие субстанции, как точка отсчета мысли и существования. Антропологический проект Канта является итогом и одновременно основанием критики возможностей познания. Субъект познания у Канта, или абсолютный субъект Гегеля, субъект гуманитарных наук - это основной концепт, характеризующий человеческую реальность. "Начиная с Декарта, а затем у Канта и Гуссерля, благодаря Cogito появилась возможность трактовать план имманенции как поле сознания. Иными словами, имманентность стали считать имманентной чистому сознанию, мыслящему субъекту. У Канта этот субъект называется трасцендентальным, а не трансцендентным - именно потому, что это субъект поля имманенции любого возможного опыта, которым покрывается всё, как внешнее, так и внутреннее. Когда имманентность становится имманентна трансцендентальной субъективности, то в её собственном поле должна появится метка или шифр трансцендентности как акта, отсылающего теперь уже к другому "я", к другому сознанию (коммуникация). Так происходит у Гуссерля и многих его последователей..."1 В современной философии субъект становится не точкой отсчета, не опосредующим звеном, а препятствием, агентом Другого, формой забвения Бытия, элементом в структуре коммуникативного действия. В этом смысле, справедливо говорить уже не о проблеме человека, или проблеме субъективности, а о проблеме идентичности, которая стала своеобразным идеологическим фантазмом в современной культурной практике. Содержанием данной работы является тема стратегий идентичности, которые необходимо понимать как способы концептуализации, условия построения и применения технологий культурной политики в современном обществе. В этом контексте наиболее интересной представляется возможность сопоставления с точки зрения данной проблематики двух, ставших уже парадигматическими, концепций или, вернее, проектов предлагающих определенную стратегию, этический постулат идентичности, некий положительный модус идентификации. Глава 1. ............ |