Часть полного текста документа:Стратегия "золотой середины" Отто Эстерле Что такое "золотая середина"? Выработанная веками народная мудрость, правило поведения или закон природы? Ниже я постараюсь показать, что это такой же универсальный закон природы как, скажем, закон всемирного тяготения. Понятие золотой середины далеко не ново. О нем писали еще Конфуций (551...479 до н.э.) и Аристотель (384...322 до н.э.). Тем не менее эта концепция еще не нашла широкого применения в жизни, что объясняется целым рядом причин: неупорядоченностью, раздробленностью и противоречивостью наших знаний, большим числом заблуждений, а также неопределенностью области применения и нечеткостью самой формулировки концепции, утверждающей, что истина обычно посредине. Часто можно слышать: "Правило золотой середины неверно. Что хорошего, если в политике или науке сидят посредственности, т.е. люди со средними способностями? Или школьник учится посредственно? Однако эти примеры неудачны. Правило, точнее, закон золотой середины (ЗЗС) не применим к степени совершенства, например, к мере оценки красоты, ума, правдивости, честности, прилежности, здоровья, справедливости. Здесь действует принцип "чем больше, тем лучше". Неприменим он и к чисто геометрическим параметрам, например, к середине Европы, центру Земли, и т.д. ЗЗС применим лишь к параметрам интенсивности: очень мало - мало - средне - много - очень много, например, холодно - нормально - жарко, тихо - нормально - громко, низкий - средний - высокий (рост человека) и т.д. Таких параметров в мире очень много и поэтому ЗЗС достаточно универсален. А степень совершенства достигает максимума, как я покажу ниже, именно при средних параметрах интенсивности. Но чтобы эффективно применять ЗЗС, нужно наше знание сначала упорядочить, т.е. освободить от противоречий и сделать его целостным. Причины глобальных кризисов нашего времени На рубеже 2-го и 3-го тысячелетия мы вынуждены констатировать, что наше "древо знаний" все больше разветвляется и дробится на изолированные друг от друга части. Пропасти растут не только между естествознанием и гуманитарными науками, но и между отдельными научными направлениями внутри этих областей знания. Мы являемся свидетелями (и участниками) ведущего в тупик строительства новой, теперь уже научной, "Вавилонской башни". В чем же причина такой ситуации? Фридрих Ницше еще в конце прошлого века предсказывал, что 20-й век будет веком переоценки всех ценностей. С одной стороны, многочисленные религиозные и трансцендентальные мировоззренческие системы постепенно теряют под давлением науки и фактов реальной жизни свою убедительность. С другой стороны, раздробленная наука не в состоянии предложить новые морально-этические нормы жизни. Устаревшие религиозные моральные заповеди (точнее: запреты) заменяются не новыми, научно обоснованными нормами, а пустотой, вакуумом, аморальностью. Отсюда потеря ориентировки, неуверенность в завтрашнем дне, рост преступности и нигилизма, жизнь по принципу "после нас хоть потоп". Но такое переходное состояние общества не может продолжаться долго. Жгучие глобальные мировоззренческие, экологические и энергетические проблемы должны как можно быстрее найти свои решения в новом целостном мировоззрении, иначе мир окончательно погрязнет в хаосе "конца света". ............ |