Часть полного текста документа:Стресс и беспокойство Стефан Рухтшафен "Я развел костер из собранных нами сучьев. Одно из бревен было влажным, но я все равно положил его сверху. Когда бревно подогрелось, на его поверхность высыпали муравьи - очевидно, это было их жилище - и забегали из конца в конец. Некоторые из них прыгали с бревна на землю и таким образом спасались от пламени; другие же продолжали метаться - взад-вперед, все быст рее и быстрее. Я поймал себя на том, что не могу отвести глаз от муравьишек, которым вот-вот предстоит изжариться, и все хочу крикнуть: "Прыгайте! Пры-гай-те же!" А потом я понял, что они напоминают мне мою собственную жизнь. Это я сам себе хотел крикнуть". Такой эпизод из своей жизни рассказал мне мой друг Джош, но этот случай может служить метафорой для многих обитателей двадцатого столетия. В стрессовой ситуации мы ведем себя подобно тем муравьям, отчаянно пытаясь избежать огня и не зная, куда прыгнуть. Если стресс возникает из сопротивления тому, что действительно происходит в данный момент, тогда "происходит" именно эмоция, или чувство. Таким образом, я могу определить стресс, как состояние, когда человек переживает боль и в то же время пытается сопротивляться боли. Важно понять, что стресс, напряжение, которые буквально пожирают нас, - это не то же самое, что боль. Мы можем переживать боль, или разочарование, или замешательство; но если это то, что предлагает нам настоящий момент, и если мы позволяем себе пережить эти чувства, то нам нет нужды взваливать на себя дополнительную ношу - ощущение стресса. Представление о том, что если мы переживаем эмоцию в настоящем, то способны действовать более свободно, хорошо иллюстрирует одна притча дзен: Два монаха, путешествуя пешком по лесу, подошли к бурной речке. На берегу сидела хрупкая молодая женщина; она не могла перебраться на другой берег. Один из монахов взял ее на руки, перенес через поток, и оба монаха продолжили свой путь. Несколько часов прошло в молчании. Наконец, второй монах взорвался: - Как ты мог так поступить? Мы ведь давали обет никогда не прикасаться к женщинам! - Я нес эту женщину всего одну минуту и оставил ее много часов назад, - отвечал первый монах с улыбкой. А вот ты, я вижу, носишься с ней весь день. Наши болезненные эмоции - это наше личное бремя. Если мы сумеем перенести их через речку и оставить на том берегу, то получим свободу наслаждаться красотой леса и сиянием солнечных лучей на его деревьях. Я повторяю: в настоящем моменте нет стресс а. Когда мы принимаем то, что есть непосредственно сейчас, даже если это усталость, испуг или травма, то нам нет необходимости испытывать еще и стресс. Мы можем не быть счастливыми, но мы открыты реальности, открыты той жизни, которая есть в настоящий момент, и мы не позволяем стрессу разрушать нас дальше. Стресс оказывает отчетливое физиологическое и психологическое воздействие; развитие физических заболеваний, обусловленных продолжительным стрессом, хорошо изучено и достаточно хорошо известно. ............ |