СТРИБОГ
Для поддержания власти киевских князей и подкрепления государственности требовалась определенная религиозно – идеологическая основа, в лице которой выступало язычество. Оно обладало многовековой традицией, своей системой божеств и глубокими корнями в культуре народа.
Однако имелись и минусы. Для язычества характерны разобщенные локальные племенные культы, и действительность того времени требовала систематизации языческой религии и приведения ее в соответствие с новым уровнем государственной жизни.
С этими обстоятельствами и связана знаменитая религиозная реформа Владимира, проведенная в 980 году, сразу после вступления молодого князя на киевский престол. Владимиром был установлен новый пантеон, который включал в себя шесть языческих богов, главным из которых признавался Перун.
Что представлял собой этот пантеон?
Судя по оценкам и описаниям в первых национальных христианских источниках, пантеон был простым воспроизведением элементов прежних верований, хотя при этом подчеркивалось, что основная роль в нем принадлежит Перуну. То, что Перун был главным (или центральным) божеством, отмечалось в большинстве источников и многими авторами того, да и более позднейшего времени. Остальные боги просто перечислялись следом – Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, и Макошь. В пантеоне Владимира они отходят на второй план, однако это это не умаляет их значения как основных славянских божеств.
В данном докладе мне бы хотелось рассмотреть некоторые проблемы, связанные с одним из этих божеств, вошедших в новый пантеон. Это Стрибог, божество ветров.
Имя этого бога пытались объяснять по-разному. Некоторые лингвисты (в частности М. Вей), производя анализ его имени, считают, что на основе индо-иранских языковых параллелей оно должно истолковываться как «Отец-бог» или «Небо-бог» («Pater Bhagos»). По мнению других исследователей (Р. Якобсон), оно переводится как «распространяющий блага». Некоторые (Р. Пирхеггер) так же проводят параллели с иранским «Sri-baga», что означает «Возвышенный бог».
Есть и другое, противоположное по сути мнение, согласно которому «Стрибог» образовано не от индо-иранского, а от славянского слова - «стрый» - т.е. брат отца, отцовский.
Однако, по мнению большинства исследователей, наиболее вероятно все же индо-иранское происхождение имени.
Признаком близости к иранским языкам может считаться, по мнению многих исследователей, наличие индо-иранского слова «бог» в составе их имен. По поводу этого слова лингвисты давно ведут дискуссию. Одни из них утверждают, что слово «бог» заимствовано славянами из иранских или индийских наречий. Другие отрицают такое заимствование. Третьи считают, что славянское «бог» не заимствовано, а родственно индо-иранским словам сходного значения или восходят к индоевропейскому понятию блага, богатства.
По мнению исследователя Б.А.Рыбакова, «при анализе причин несомненного сходства слов, обозначающих божество у славян и индо-иранцев, необходимо учитывать древнее и долгое соседство, восходящее к эпохе первых земледельцев Европы V – III тысячелетий до н.э.». По его мнению, образование корней слова произошло в то время, когда «первобытные земледельческие племена, из которых впоследствии сформировались народы Европы, находились в тесном соприкосновении с племенами, расселившимися в дальнейшем в Иране и в Индии»[1]. ............