Часть полного текста документа:Структура программного обеспечения региональной экоинформационной системы В.В.Растоскуев, д.т.н. Проблемы разработки экоинформационной системы (ЭИС) для региона Санкт-Петербурга обсуждались во многих публикациях сотрудников НИЦЭБ РАН [1-6]. В настоящей статье рассматривается состояние работ по созданию региональных экоинформационных систем в условиях современной России и вытекающие из этого рассмотрения требования к программному обеспечению ЭИС. Специфика экономической и политической ситуации в России в начале 90-х годов [1] не позволила создать глобальную экоинформационную систему, объединяющую в единую национальную компьютерную сеть сотни ЭВМ и обеспечивающую доступ ко всей собранной в стране информации о состоянии окружающей среды. В настоящее время на федеральном уровне экоинформационные системы разрабатываются в различных министерствах и ведомствах на основе существующих кадастров и систем экомониторинга. Координация этих работ возложена на Минприроду, но в действительности работа по созданию экоинформационных систем в различных ведомствах проводится достаточно разобщенно, а зачастую они и просто конкурируют между собой. Это, равно как и другие причины [7], препятствует созданию общенациональной экоинформационной системы. На региональном уровне разработка ЭИС также ведется довольно разобщенно. Так, для региона Санкт-Петербурга разрабатывается сразу несколько экоинформационных систем, информация в которых неизбежно в значительной степени дублируется. ЭИС создается Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Санкт-Петербурга и области как часть распределенной системы EINER (Environmental Information Network for Neighbouring Regions of Estonia, Finland and Russia), ориентированной на работу в сети Internet [8]. Кроме этого, аналогичная информационно-управляющая система "Природопользование и экологическая безопасность" разрабатывается научно-исследовательским Центром "Природопользование" и Правительством Ленинградской области [9]. Специализированные региональные экоинформационные системы создаются также во многих организациях Санкт-Петербурга - в региональном центре МЧС России, в Радиевом институте им.В.Г.Хлопина и т.д. Распыление сил при создании ЭИС приводит к замедлению темпов работы и к многочисленным неудачам, когда затраченные деньги не приводят к созданию ЭИС или хотя бы к появлению общедоступных баз данных о состоянии окружающей среды. Дело в том, что создание ЭИС - очень сложная организационная и научно-техническая задача, решение которой требует консолидации сил и ресурсов. В экоинформационных системах реализуются многие функции государственной системы комплексного экологического мониторинга [2]. Соответственно, региональная экоинформационная система (информационная система экологической безопасности) должна обеспечивать решение множества задач [1-7]: подготовка интегрированной информации о состоянии окружающей среды, прогнозов вероятных последствий хозяйственной деятельности и рекомендаций по выбору вариантов безопасного развития региона для систем поддержки принятия решения; имитационное моделирование процессов, происходящих в окружающей среде, с учетом существующих уровней антропогенной нагрузки и возможных последствий принимаемых управленческих решений; оценка риска для существующих и проектируемых предприятий, отдельных территорий и т.п., с целью управления безопасностью техногенных воздействий; накопление информации по временным трендам параметров окружающей среды с целью экологического прогнозирования; подготовка электронных карт, отражающих состояние окружающей среды региона; составление отчетов о достижении целей устойчивого развития для федеральных и международных организаций; обработка и накопление в базах данных результатов локального и дистанционного мониторинга и выявление параметров окружающей среды, наиболее чувствительных к антропогенным воздействиям; обоснование оптимальной сети наблюдений для региональной системы экологического мониторинга; обмен информацией о состоянии окружающей среды (импорт и экспорт данных) с экоинформационными системами, разрабатываемыми в других регионах России или в других странах; предоставление информации, необходимой для контроля за соблюдением принятых законов, для экологического образования, для средств массовой информации. ............ |