Міністерство освіти та науки України
Вищій навчальний заклад
Відкритий міжнародний університет розвитку людини
«Україна»
Горлівський регіональний інститут
Контрольна робота
з дисципліни: «Реабілітаційна психологія»
за темою: «Структура психічних функцій та психологічної симптоматики
у нормі і патології»
Розробив:
студент 3 курсу групи ЗФР-07
ГРІ ВНЗ ВМУРоЛ «Україна»
кафедра фізичної реабілітації
Співак В.М.
Викладач:Пушкарьова Н.С.
2010р
Содержание I. Теоретическая часть 1.1 Проблема психической нормы и патологии 1.2 Высшие психические функции в норме и при патологии 1.3 Понятие "клинико-психологический синдром" ІІ Практическая часть 2.1 Психокоррекционное занятие Список использованной литературы
І. Теоретическая часть 1.1 Проблема психической нормы и патологии
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.
Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.
Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.
Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.
Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.
1.2 Высшие психические функции в норме и при патологии
Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия).
Память - форма психического отображения действительности, заключающаяся в запоминании, удержании, воспроизведении, забывании.
Существуют следующие виды памяти: мгновенная (иконическая), кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая, произвольная, непроизвольная, опосредованная, непосредственная и др.
Различают такие расстройства памяти: амнезия: фиксационная, антероградная - помнится всё в прошлом, далее не запоминается, ретроградная - всё забывается в прошлом, ретро- антероградная – забывается и прошлое и настоящее; гипомнезия, гипермнезия, парамнезия: конфабуляция (обманы памяти, заполнение вымышленным), псевдореминисценция (нарушение хронологии), крипомнезия (присваивание чужих мыслей себе).
Мышление- процесс опосредованного и обобщённого познания реальности. ............