ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.И. Ульянова - Ленина
Факультет психологии
Зачетная работа на тему:
Методическая разработка учебной лекции
И конструирование теста по теме
«Структурализм »
Работу выполнила
студентка 4 курса гр.1731
Гиниятова А.Ф.
Работу проверила
Фоминых Е.К.
Казань - 2007
Методическая разработка учебной лекции
I.Тема: Структурализм
Данная тема является ключевой для понимания студентов того, как происходило развитие определенных взглядов в процессе становления психологии и как происходило изменение этих взглядов.
Для проведения данной лекции был использован материал Шульц Д.П. «История современной психологии»
II. Форма организации лекции
Лекция проводилась со студентами 4 -го курса психологического факультета.
Цель лекции - показать основные взгляды Э. Титченера, прочувствовать это время.
Основные задачи:
1. Дать видение изучения элементов сознания в сравнении взглядов Вундта и Титченера.
2. Оценить вклад Титченера в психологию, а также развитие структурализма.
3. Сравнить взгляды Вундта и Титченера о чувствах (отказ от трехмерной теории чувств Вундта).
Характер задач:
1. информационные (дать полную информацию о данном периоде)
2. систематизирующие (обобщение полученных знаний, конкретизация их).
При овладении данного материала студентам необходимо овладеть следующими понятиями:
- структурализм
- ошибка стимула
- сознание
- разум
- интроспекция
- реагенты
- структурная психология
В ходе проведения занятия наблюдалась заинтересованность студентов в получении данной информации, их включенность в работу. В целом аудитория была настроена доброжелательна.
Мое занятие предполагало монологическое высказывание с элементами эвристической беседы (использование вопросов).
III. Содержание лекции
План:
1. Титченер - основоположник структурализма
2. система взглядов: содержание сознательного опыта
- понятие ошибки стимула
- определение сознание и разума. Сравнение сознания и разума
- понятие структурной психологии
3.интроспекция:
- систематическая экспериментальная интроспекция по Кюльпе
- понятие реагентов- субъектов исследования
4.элементы сознания:
а) три основные задачи психологии
б) три основных элементов сознания
в) четыре основных характеристики ощущения
г) исследования аспирантов Титченера: отказ от трехмерной теории чувств Вундта
д) отказ Титченера от собственных взглядов.
Конспект лекции
Моя лекция является начальной в теме «Структурализм». В ней я лишь начну описывать взгляды Титченера.
I. Титченер всегда заявлял о себе как о приверженце системы Вундта, с которой он познакомился во время своего пребывания в Германии. Однако, приехав в США он произвел в ней впечатляющие изменения и разработал свою собственную теорию, получившую название структурализма. ............