ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРБАТОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
ВЫПОЛНИЛА:
_____________________
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
_____________________
РЕЦЕНЗЕНТ:
Допущен к защите:
__________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УНИВЕРБАТА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ……………………8
1.1. Взгляды лингвистов на сущность универбатов как языковых единиц…………………………………………………………………………………….8
1.2. Соотношение понятий «универбат» и «словообразовательный тип»……14
1.3. Деривация универбатов в диахроническом аспекте………………………..22
ГЛАВА 2. МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УНИВЕРБАТОВ……………28
2.1. Особенности семантики универбатов…………………………………….….28
2.2. Отличительные признаки словообразовательной и морфемной структуры универбатов…………………………………………………………..…………….45
Заключение………………………………………………………………………….51
Список использованной литературы………………………………………….......54
Список источников и сокращений…………………………………………............64
Приложение 1…………………………………………………………………….....67
Приложение 2……………………………………………………………………….78
ВВЕДЕНИЕ
Одним из способов пополнения лексического состава любого языка является образование новых слов по уже существующим словообразовательным моделям при помощи” словообразовательных средств, которые активно работают в языке” (Кубрякова 1965: 12).
Расширение состава русского языка объясняется как лингвистическими факторами (действуют законы аналогии, законы экономии речевых средств), так и экстралингвистическими (появление новых реалий, а вместе с ними и новых слов, расширение языковых контактов в результате возникновения новых экономических, социальных, культурных связей, влияние научно-технического прогресса). Тенденция к экономии речевых средств не является новой в развитии языка. Она "обнаружилась ещё в эпоху праславянского языка" (Горбачевич 1984: 109). Закон речевой экономии активизировался в связи с требованием ускоренного темпа современной жизни.
Многие исследователи, в частности Е.А. Земская (Земская 1996: 90-91),
В.Г. Костомаров (Костомаров 1999: 208), А.А. Безрукова (Безрукова 1999: 122), отмечают повышенную интенсивность русского словообразования в целом, что особенно ярко проявляется в сегодняшней газетно-журнальной публицистике. Н.Г. Аветисян отмечает, что если язык является зеркалом общества, то «язык СМИ – это лакмусовая бумажка состояния самого языка» (Аветисян 2002: 81).
В последние несколько лет в материалах периодических печатных изданий значительно увеличилось количество употреблений универбатов, характерных для разговорной речи. Приведём примеры: «В Подмосковье создан прецедент – снесено первое незаконно построенное здание на правительственной трассе
Рублёвке» (КП, 2004, 9 октября, с. 3); «Помощник прокурора А. Бондарь говорил о том, что сейчас по области известно 38 захоронений скота, погибшего от
«сибирки»…» (Моё, 2004, № 42, с. 3); «В любом случае МИД советует сразу же звонить в посольство или консульское учреждение Российской Федерации (так же надо сделать и при утере / краже
кредитки или денег)» (Экспресс, 2005, октябрь, с. ............