Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Институт филологии
Кафедра французской филологии
Дипломная работа
«Структурные и прагматические особенности директивных высказываний»
Тамбов 2008
План Введение 1. Теория речевых актов
1.1 Определение речевого акта
1.2 Основные понятия теории речевых актов
1.3 Классификация речевых актов
1.4 Невербальные компоненты коммуникации. Их роль в ходе общения
2. Директивный речевой акт
2.1 Определение директивного речевого акта
2.2 Определение директивной интенции
2.3 Перлокутивная функция директивных высказываний
2.4 Основные перфомативы класса директивов
2.5 Формальные особенности директивов
2.6 Факторы и условия, обеспечивающие успешность директивного речевого акта
2.7 Коммуникативные неудачи при реализации директивных речевых актов
2.8 Классификация директивов
2.9 Аспекты изучения директивных речевых актов
2.10 Средства выражения директивных речевых актов
3. Особенности употребления директивов во французской разговорной речи
Заключение
Библиография
Введение
Дипломная работа посвящена изучению функционирования французских директивных речевых актов в процессе коммуникации.
В данном исследовании под «директивами» понимается категоричный (запрет, требование, инструкция) или некатегоричный (совет, просьба, предложение) вид побуждений, которые, в первом случае, могут исходить только от индивидуумов, располагающих полномочиями осуществления подобных речевых актов, во втором случае – от индивидуумов, нуждающихся в совете или помощи собеседника.
В связи с особой социальной значимостью побуждений языковеды всегда проявляли к ним большой интерес (Е.И. Беляева, Н.Г. Закутская, Я.Н. Еремеев, А. Вежбицкая, М.М. Бахтин, А.В. Дорошенко и др.). Важно отметить, что лингвистика достаточно хорошо изучила многие важные аспекты побуждений (в том числе и директивов), их структурные особенности, морфолого-синтаксические свойства, некоторые прагматические характеристики побудительных высказываний, поэтому эта тема продолжает оставаться в высшей степени актуальной.
Объектом исследования данной работы выступает функционирование директивных речевых актов в процессе речевого взаимодействия людей в диалоге. Диалог – это форма речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта [В.Н. Ярцева, 1998:135]. Директивные высказывания, хотя и вычленяются из диалога в исследовательских целях, но, тем не менее, они являются лишь компонентами диалога, неразрывно связаны со всеми внешними компонентами (ситуацией, контекстом, психологическими и социальными характеристиками коммуникантов) и имеют свое значение только в составе этих связей. Именно такой подход к директивным высказываниям определяет актуальность и научную новизну работы.
Директивность является одной из основных характеристик высказывания; все высказывания можно по этому критерию разделить на директивные и недирективные. ............