Часть полного текста документа:Структурные сдвиги в производстве и потреблении (циклы Кондратьева) На новом, более обширном рынке восстанавливается конкуренция и рыночные цены. Рыночная цена рабочей силы выше монопольной и поднимается до средней стоимости обновленной рабочей силы, снова деля рабочий класс на два отряда. Увеличенная зарплата позволяет увеличить потребление рабочего населения, растет спрос на потребительские товары, увеличивается производство. Норма прибыли увеличивается, стало быть, увеличивается предложение капитала, а значит, растет спрос на рабочую силу, а потому повышается её цена, зарплата. В экономике подъем. Однако, спрос на рабочую силу не может расти бесконечно. Повышение спроса на рабочую силу над её предложением делает невозможным извлечение прибыли. Ведь в этом случае цена товара рабочая сила поднимается выше её стоимости, и покупатель рабочей силы - капиталист, несет убытки. Чтобы не допустить в этой ситуации снижения прибыли, требуется повысить производительность труда. По другому здесь повысить прибыль невозможно. Поэтому в период экономического подъема, который следует за уничтожением монополии, повышаются темпы обновления средств производства на новые, более производительные. Когда спрос на рабочую силу и её цена достигают максимума по отношению к норме прибыли, второй отряд рабочего класса обменивает свою рабочую силу на эквивалент и выше. То есть, зарплата второго отряда удовлетворяет его материальные и духовные потребности. Следовательно, зарабатывать ещё больше нет смысла. Таким образом, возникает ситуация, когда дальнейшее повышение производительности труда невыгодно для всех отрядов рабочего класса. Первому отряду невыгодно потому, что достигшая своего максимума зарплата, более не повысится. Второму отряду повышение производительности труда невыгодно потому, что его духовные и материальные потребности удовлетворяются получаемой зарплатой. За просто так получить побольше, никто не откажется, но для каждого человека существует граница того количества труда, за которую он не переступит даже за большие деньги. Жизнь не только в работе и в деньгах, когда работа отнимает время, необходимое для удовлетворения духовных потребностей, человек, ( речь идет о наемном работнике, а не о капиталисте) ограничивает свое рабочее время. Так или иначе, но дальнейшее повышение производительности труда становится невозможным, поскольку рабочий не может произвести большую стоимость, чем стоимость его рабочей силы. Становится очевидным несоответствие потребительной стоимости сре дств производства, потребительной стоимости рабочей силы. То есть - недостаточный уровень образования рабочей силы по сравнению с более высоким уровнем развития сре дств производства. Как мы знаем по собственному опыту - нельзя ломового извозчика 20-х годов прошлого века, сажать на автомобиль конца прошлого века, поскольку он с ним будет обращаться как с телегой. Вертеть баранку и мало-мальски ездить по дороге его научить можно, но машина будет угроблена намного раньше расчетного срока эксплуатации. Требуется повысить образовательный уровень рабочих, преподав им необходимый образовательный курс. Однако, учеба, процесс приобретения знаний - это процесс производства рабочей силы. Следовательно, во время учебы также затрачивается рабочая сила, как у преподавателя, так и у ученика. ............ |