Субъективная сущность стоимости товаров
В статье дается предельно упрощенное и предельно краткое описание разработанной автором теории автосоизмеряющихся стоимостей, где величина стоимости товара определяется не величиной воплощенного в нем труда, а величиной стоимости этого труда.
В соответствии с этой теорией труд стоит ровно столько, сколько стоит созданный им товар. Бесполезный труд, создавший никому не нужный товар, не имеет стоимости. Стоимость труда и добавленная трудом стоимость есть две стороны одной медали.
Цена есть цена товара-индивида, а стоимость есть цена товара данного вида (неотличимые друг от друга товары). Цена формируется "борьбой" системы "покупатель - производитель", стоимость формируется некоторым количеством таких систем. То есть термины «цена» и «стоимость» правомерно считать синонимами, что уже имеет широкое распространение, но что пока еще не имеет теоретического обоснования. Здесь и в упомянутой теории эти термины употребляются как равнозначные и взаимозаменяемые.
Цена производства-продажи товара есть сумма цен труда всей череды его производителей, начиная с производителей сырья, энергии, инструмента … и кончая последним его производителем – продавцом. Ценой производства-продажи является и сумма цены труда производителя с его издержками производства-продажи товара, издержками, которые есть сумма цен труда производителей тех товаров которые использовались данным производителем для производства-продажи своего товара.
В рассматриваемой теории главным критерием равновесного рынка и эквивалентного обмена (объективных цен, объективных величин стоимости обменивающихся товаров) является субъективная относительная удовлетворенность обменом основной массы его участников. То есть это признание основной массой участников обмена того, что данные цены и прибыли являются итогом эквивалентного обмена.
Многие исследователи пытаются построить теорию товарообмена, опираясь на абсолютно объективные параметры эквивалентности обменивающихся товаров. Причем, даже не пытаясь эту эквивалентность представить в виде объективной основы субъективной удовлетворенности обменом его участников, как будто товары обмениваются сами по себе, без субъектов обмена. На самом же деле, если даже товары и имели бы объективную эквивалентность, то она должна была бы отразиться в сознании участников обмена, формируя в нем субъективную удовлетворенность обменом, без которой невозможен процесс обмена.
Предельно упрощенный производитель имеет вид предпринимателя-одиночки, у которого нет ни фонда оплаты труда, ни прибыли, есть только выручка и издержки производства-продажи товара. Величина, оставшаяся за минусом издержек из выручки, в соответствии с теорией, является ценой труда производителя. Именно сумма, таким образом определяемых цен труда всей череды производителей товара, образует цену производства-продажи данного товара.
Объективная цена товара, или эквивалентный обмен формируется рынком совершенной конкуренции посредством субъективного осмысления участниками обмена равноценности обменивающихся товаров. Субъективная разноголосица в определении равноценности обменивающихся товаров устраняется конкуренцией.
Для отдельного покупателя нет предела в желании снизить цену приобретаемого товара, но конкуренция между покупателями ограничивает снижение цены точкой равновесия между спросом и предложением. ............