ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема психической субъектной регуляции является одной из глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследование открывает большие, во многом специфические, нетрадиционные возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития субъекта, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека.
В последние годы исследованию субъектной регуляции уделяют достаточно большое внимание отечественные исследователи (Г.С. Прыгин, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и др.) [24; 30; 40].
Для эффективного управления процессами целенаправленного психического развития личности требуется знание особенностей механизмов субъектной регуляции, закономерностей проявления ее личностно-типологических особенностей в деятельности человека.
Несмотря на большое количество самостоятельных исследований структуры личности и закономерностей регуляции поведения, все ещё отсутствуют ясные, убедительные и однозначные представления об их влиянии друг на друга. Существует достаточно много подходов в понимании личности, как в зарубежной (Р. Кеттелл, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.) [53.], так и в отечественной (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) психологии. Между тем изучение особенностей личностных характеристик в контексте субъектной регуляции может раскрыть новую грань того, чем определяются индивидуальные различия людей.
Каждый человек обладает уникальным набором черт личности. Согласно Кеттеллу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени [53].
Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Таким образом, и черты личности и особенности субъектной регуляции являются достаточно устойчивыми структурами личности.
Мы можем предположить, что у людей с различным типом субъектной регуляции возможно различное проявление тех или иных черт личности. Наша научная работа является поисковым пилотажным исследованием, т.к. вопрос субъективного шкалирования личностных качеств еще не решался подобным образом.
Цель исследования: выявить особенности субъективной оценки вариативности личностных качеств у лиц с различными типами субъектной регуляции и разными типами мышления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ проблемы субъектной регуляции, раскрыть особенности появлений личностных качеств у субъектов с различными типами субъектной регуляции и разными типами мышления;
2. Эмпирически исследовать субъективную оценку вариативности личностных качеств субъектов с различными типами субъектной регуляции и разными типами мышления;
3. Провести психологический анализ особенностей субъективного шкалирования личностных качеств субъектов с различными типами субъектной регуляции и разными типами мышления
Объект исследования: студенты с различными типами субъектной регуляции и различными типами мышления от 17 – до 24 лет.
Предмет исследования: особенности субъектной регуляции, личностные качества и типы мышления.
Гипотезы: Существуют различия в субъективной оценке вариативности личностных качеств лицами с различными типами субъектной регуляции и разными типами мышления, в частности:
- диапазон субъективной оценки вариативности качеств личности будет связан с типом субъектной регуляции, и не связан с типом мышления;
- субъективная оценка вариативности личностных качеств не связана с типом мышления, кроме того, у «автономных» лиц, по сравнению с «зависимыми», она смещена к более высоким показателям, по качествам личности, входящих в СККЛ;
- «автономные» субъекты вне зависимости от типа мышления, в сравнении с «зависимыми», будут в большей мере рефлексировать качества, входящие в комплекс эффективной самостоятельности.
Методики исследования: были использованы следующие методики для изучения качеств личности, мы использовали «16-ти факторный личностный опросник», разработанный Р. ............