ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. МИНСКЕ
Специальность "Психология"
Заочное отделение
Курсовая работа
СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Локтева О.В.
Научный руководитель:
Ст. пр.
Хриптович В.А.
Минск 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением
1.1 Проблема девиантности и ее решение в социально-психологической литературе
Попытки объяснить отклонения
Функции девиации
Теория аномии
Теория культурного переноса
Теория конфликта
Теория стигматизации
Девиантные явления в жизни подростка
1.2 Одиночество как социально-психологическое явление
Понятие социометрического статуса
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением
2.1 Организация исследования
Описание и анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение В настоящее время в нашей стране, в связи с изменениями в общественном сознании, вырос интерес к различным формам отклоняющегося поведения и одиночества среди детей и подростков. Общесистемный кризис приводит к постоянному увеличению группы риска, вследствие чего возрастает вероятность различных проявлений девиантного поведения и одиночества и расширяется социально дезадаптированный слой населения, среди которого дети и подростки, отягощенные проблемами отчужденности и одиночества.
Несомненно, проблема девиантности и одиночества носит междисциплинарный характер и находится на стыке социологии, психологии, медицины, биологии, юриспруденции и этики. Первоначально она была выделена в социологических и криминологических трудах как зарубежных, так и отечественных ученых (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Я.И. Гилинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). Психологические исследования этого явления берут начало в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии и других направлениях. В отечественной психологической науке также уделяется внимание проблеме девиантности, особенно в связи с подростками группы риска (А.А. Александров, С.А. Беличева, Л.И. Божович, А.Д. Глоточкин, А.В. Гоголева, Я.Л. Коломинский, А.Е. Личко, В.В. Новиков, А.С. Макаренко, В.М. Минияров, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук, М.Ю. Кондратьев, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, В.Ф. Шевчук и др.). Этими и другими исследователями изучались психологические особенности девиантной личности. Анализ этих исследований позволяет сделать вывод, что выявленные особенности можно разделить на две основные группы: социально-психологические (характеризуют межличностные отношения ребенка со сверстниками, родителями, учителями и т.п., его положение в среде обучения и развития, особенности поведения в ситуациях социально-психологического взаимодействия и т.д.) и индивидуально-личностные (отношение подростка к себе, особенности мотивационной сферы, познавательной деятельности и др. ............