Субъектный контекст развития Я-концепции
План:
Роль символов в становлении Я-концепции
Социальная природа Я
Системность социальных взаимоотношений и функции Я
Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции
Я-концепция в структуре интегральной субъективности
Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в образовательном процессе
Роль символов в становлении Я-концепции
Я-концепция, как и другие самісні значения, находит отображение в символах. Важнейшее из них - имя человека. Именно этот символ, с помощью которого он себя определяет, непосредственно ассоциируется с ее Я-концепцией. Следствием этого являются два момента: с одной стороны, имя всегда так или иначе объединяется с носителем концептуального Я, с другой – на конкретное имя сообщество реагирует так, словно на самого живого человека. Когда чье-то имя неправильно произносят, забывают или путают с другими, то его носитель чувствует себя оскорбленным. Экспериментально доказано, что те, кто прячется от милиции, по обыкновению не разглошают полностью своего настоящего имени. Большей частью сохраняется или основа фамилии, или лишь инициалы, или то и другое. Очевидно, здесь сталкиваемся с конфликтом между желанием избегнуть того, чтобы личность узнали, и боязнью потерять ощущение собственной определенности.
Символ (грец. sumbolon - условный знак) - это некоторый объект, образ действия или слово. Например, флаг - это символ наций, и люди, - отмечает американский ученый Тамотсу Шибутані, - ведут себя относительно соответствующей ткани так, словно это сама нация, с которой они идентифицировались. Чувства также имеют символы. Это может быть поцелуй как проявление любви.
Но важное значение в формировании Я-концепции представляют лингвистические символы – артикулярные звуки, письменные знаки, возглашенные слова. Они могут побуждать людей воевать, пойти в монастырь и т.п.. Поэтому символическое значение любого явления помогает объединять практическое с духовным, человеческое с космическим, беспорядок с порядком, случайное с причиновым.
В частности, память основывается частично на лингвистических механизмах. Числа и календари организовывают распределение событий и времени, и любой из нас понимает, как тяжело было бы без таких символов систематизировать прошлые события. Также человек, например, не мог бы припомнить и рассказать о цвете своего дома, в котором жила в детстве, если бы не было слов, которые обозначают цвет.
Особенно показательными являются переживания человека, который страдает физическми недостатками. Например, Элен Келлер, которая с детства была слепой и глухой, написала несколько книг, в которых описала яркие цвета и прекрасную музыку благодаря символам. Когда ее попросили это объяснить, мисс Келлер ответила, что понимает значение последних через переданную ей многоаспектную символику. Итак, взгляд девушки на мир связан не столько с чувственностью, сколько с символическим окружением. Известно, что другие люди постоянно разговаривают о вещах, которых никогда не видели. Исторические события также воспринимаются не непосредственно, а лишь через воображение. ............