Часть полного текста документа:Судьба реформатора Ефимов А.Ю. Солон - законодатель Афин Солон вошел в историю не только как великий законодатель и реформатор. Со времен Эллады до наших дней он -љобразец мудрости, честности и иных высочайших качеств человека-политика. Имя его на слуху и сейчас, а о подробностях его демократических реформ желающие могут узнать (или освежить это в памяти), прочитав любой учебник истории. Углубляться в них, как и в социально-экономическую характеристику Афин того времени, мы не будем, дабы не ускользнули от нашего внимания некоторые примечательные детали и поучительные факты. Итак. Предвыборные обещания. Лозунг. В Афинах VI в. до н.э. "неравенство между богатыми и бедными дошло, так сказать, до высшей точки" и "государство находилось в чрезвычайно опасном положении"1 . "Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала: Вижу, как клонится ниц первая прежде страна меж Ионийских земель." написал тогда Солон-поэт в своей элегии2 . Однако, чтобы стать из поэта тем, кем он стал, Солону отнюдь не достаточно было заявить о том, что он видит, понимает и о чем кручинится. А потому, "для спасения отечества" (цитата уже и для того времени, означавшая: для избрания на руководящий пост архонта) Солон не преминул воспользоваться новинкой предвыборной технологии. По свидетельству Фания Лесбосского, он "прибегнул к обману обеих (извечно противоборствующих) сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли. А людям богатым -љобеспечение долговых обязательств"3 . Впрочем, "по секрету" обнадежить две столь антагонистически настроенные группы граждан было, пожалуй, так же проблематично в Афинах VI века до н.э., как и в XX веке нашей эры. Отсутствие вездесущих масс-медиа с лихвой восполняла агора, учитывая обозримость, в буквальном смысле слова, "избирательного округа". Скорее всего, столь разные ожидания у богатых и неимущих родились в их воображении, стали результатом различного понимания "крылатого слова" (так называет его Плутарх), брошенного в народ Солоном. Позднее такое "крылатое слово" назвали бы предвыборным лозунгом или, совсем уж по-современному, "слоганом". "Крылатое слово" импонировало всем и "передавалось из уст в уста". Как сообщает историк, "состоятельные люди ожидали равноправия, основанного на заслугах и личных достоинствах, а неимущие -љравноправия по мере и числу"4 . Можно понять и тех, и других, как и всех, не примкнувших к политическим партиям. Ведь переживающие кризис Афины были на пороге того самого мятежа, той самой гражданской войны. Уже ": огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собрались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными и освободить должников, просрочивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменит государственный строй5 . Этому бродящему по Аттике призраку революции, почти уже материализовавшемуся, благородные и зажиточные в свою очередь надеялись противопоставить "твердую руку", им "казалось что государство может устоять, а смуты прекратится только в том случае, если установится тирания"6 . Каким должен быть кандидат? Вот в этот то момент и появляется компромиссная фигура Солона с его упомянутым лозунгом. Каждая партия видела в нем своего. ............ |