Судьба русской деревни в произведении
Ф. Абрамова “Пилагея”
… В деревне виднее природа и люди
(В.Шукшин)
Тема деревни всегда была одной из центральных в русской литературе. По-разному описывали крестьянскую жизнь Некрасов и Бунин, Пушкин и Есенин, Распутин и Шукшин. У каждого из них прекрасные интересные произведения, свой взгляд на эту жизнь. Как сказал Василий Белов: “Никакой чисто деревенской замкнутой в себе проблемы нет – есть проблемы общенародные, общегосударственные”. Они, по мнению Виктора Астафьева, решаются так: “Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем”.
Именно так и сделал Ф.Абрамов в лучших своих произведениях о деревне: “Пелагея” и “Алька”. У автора рассказ о судьбах русских крестьянских женщин перерос в решение общечеловеческих проблем: человек и время, связь поколений, временного и вечного.
Читаешь "Пелагею" и невольно вспоминаешь строки из стихотворения Некрасова:
Ключи от счастья женского
Затеряны - потеряны у бога самого
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде.
Доля - ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…
Всю жизнь Пелагея, как и тысячи таких же селянок, работала в колхозе. Пекарня обрела черты живого существа. А как же иначе! Ведь благодаря ей, пекарне, семья Пелагеи пережила голод, нехватку одежды, обрела полный достаток. Но в то же время работа забрала все: силы, любовь к мужу, Альку. “Придет и уйдет потемни. Когда же за ней смотреть”, - размышляет Пелагея.
При жизни героиню односельчане недолюбливали, называли “железной”. Оно и понятно. В деревне все на виду. Вот пошла Пелагея в гости к нужному человеку Петру Ивановичу, а не к сестре мужа Анисье. Сразу же соседки засудачили, заговорили. А случилась беда с дочерью Алькой, так они же, односельчане, пожалели Пелагею. Наверное, в необузданной девчонке все они увидели то, что не пришлось испытать им: “Она не только за себя гуляет. Она за матерь, за бабку гуляет”. По-доброму люди желают Альке, что пусть хоть она отведает женского счастья, которое обошло их.
Ограждала Пелагея свою дочь от трудностей, надеялась, что Алька будет лучше, чем она, но вышло наоборот. До слез обидно, что примирение дочери с матерью произошло уже после смерти Пелагеи. Проснулась Алька от слов мамы, побежала в пустой дом, который ждал ее: “Крашеный пол намыт до блеска. Занавески на окнах цвели алыми кустами иван-чая”. Ф.Абрамов сумел донести до нас, читателей, весь психологизм этого эпизода. Алька многое поняла: “Мама, мама, я останусь”. Вот так она попросила прощения у близкого ей человека. Но полного раскаяния так и не произошло.
В "Пелагее" Абрамов показал две крайности деревенской жизни: “железная”, работящая Пелагея и гуляющие бездельницы Мани. И как пытавшаяся соединить все это – Анисья. Она одна осталась в большом родительском доме, как могла, сохраняла его. После смерти Пелагеи и ее дом берегла.
В обоих произведениях Абрамова невольно чувствуешь боль автора о деревне, о ее бедах. ............