Часть полного текста документа:Судьбы рекламных изданий в Екатеринбурге Л. П. Макашина Первыми рекламными печатными текстами в Екатеринбурге были сообщения об аукционах по распродаже частного имущества. ГАСО хранит документ о распродаже имущества кузнеца-иностранца Берна Куперса. Афиша сообщала, что выставляются: кафтан, камзол, штаны суконные коричневого цвета, на них пуговицы медные на дереве - цена 4 рубля, шуба суконная, васильковая, подбита овчинами, три пуговицы оловянных, цена 26 коп. перстень золотой со вставкой - цена - 80 копеек, колечко золотое с чернью - 80 копеек, сапоги лосиные - 40 копеек... Город Екатеринбург ведет свой отсчет с 1723 г., первое рекламное сообщение - 1724 г. С 1735 г. существовал "УСТАВ ПО ПРОДАЖЕ ОПАЛЬНЫХ И ВЫМОРОЧЕННЫХ ПОЖИТКОВ". В нем подробно описаны все правила аукционной торговли. В правилах строго указано: "...Ежели после удару кто будет наддавать - не слушать, но отдавать вещь тому, кто до удара наддал". Описана в указе и такая типичная ситуация, при которой некоторые участники торгов "коварно, на злобу другим" "наддают цену", а "заплатить чем - не имеют", - от таких рекомендуется требовать заклад и "без того не выпущать", а в противном случае - наказать и "убыток доправить". Жесткими были и требования к купцам-оценщикам, ведь если вещь не будет приобретена за указанную ими цену, то оценщик обязан сам ее за ту же цену купить. Правда, для поощрения оценщика после продажи вещей ему давалось по "полукопейке с рубля". Доходы маклера-купчины были несколько выше - по одной-две копейки с рубля. Не так уж и мало [1]. Реклама как самостоятельный вид профессиональной деятельности в Екатеринбурге возникла в годы реформ Александра II. Вполне естественным местом возникновения первого рекламного издания на Урале была Ирбитская торговая ярмарка. Существующая с XVII века как широко известное место оптовых продаж, ярмарка служила и местом розничной торговли. Купцы заключали сделки за трактирным столом, рано поутру, на свежую голову. Чаще всего никаких документов при этом не подписывалось, а после длительного договора, показа образцов товара продавец и покупатель "ударяли по рукам", расплачивались, выпивали по чарке и расходились... до вечера. С восходом солнца на ярмарке царили шум, гомон и ярмарочный клик зазывал: У дедушки у Якова товара хватит всякого... или: Вот ниточки, вот катушечки! Подходите покупать, девки-душечки! На ярмарке царил дух праздника, разгула, безудержного веселья... Не только потому, что удачные продажи способствовали этому, но и потому, что проводилась она в перерыве между двумя серьезными христианскими датами: после Крещения Господня (после морозов крещенских, когда солнце поворачивается к теплу, день световой прибывает), накануне Великого поста. Любимый российский праздник - Масленица - был между этими датами и широко отмечался на ярмарке. Постоянные и потенциальные поставщики и покупатели ярмарки нуждались в предварительной информации об объемах продаж, ассортименте, участниках и т.д. Отвечая этой насущной потребности, и начал выходить "Ирбитский ярмарочный листок". Номер первый датируется 2 февраля 1863 года. Всего в этом году вышло 22 номера. ............ |