РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет
Институт психологии, педагогики, социального управления
Кафедра возрастной и педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по «Основам психологии семьи и семейного консультирования
СУПРУГИ ОСТАЮТСЯ ВДВОЕМ. СУПРУГ ОСТАЕТСЯ ОДИН.
Исполнитель:
Захарова И.В.,
4 курс, гр. 2968
Научный руководитель:
Мальцева О.А.
к.психол.н., доцент
Тюмень, 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Феноменология кризиса
1.1 Супруги остаются вдвоем
1.2 Супруг остается один в результате развода
1.3 Супруг остается один в результате смерти партнера
Глава 2. Психологическая помощь при данном кризисе
2.1 Психологическая помощь супругам, оставшимся вдвоем
2.2 Психологическая помощь разведенным партнерам
2.3 Супруг остается один в результате смерти партнера
Глава 3. Тест по теме «Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один»
Ключ к тесту по теме «Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один»
Заключение
Литература
Введение
Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка, поскольку изменяется структура семьи – она снова трансформируется в супружескую диаду. Данный кризис может протекать гладко, если паре удалось отпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фоне благополучия в супружеской подсистеме. Однако протекание данного кризиса может обостряться при наличии не решенных на предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем. Взрослому ребенку необходимо приобрести свободу для выстраивания новых отношений, сохраняя способность приближаться к своей родительской семье и отдаляться от нее. Подобные преобразования требуют установления нового баланса близости—отдаленности и изменения ролевой структуры семьи.
У пожилых пар также может возникать ненормативный кризис, при котором супруг остается один в силу развода, количество которых увеличивается в данный период или смерти второго супруга в силу возраста (Олифирович Н. И, 2006).
Глава 1. Феноменология кризиса
1.1 Супруги остаются вдвоем
Фактором, затрудняющим решение семьей задач развития в данный кризисный период, является факт совместного проживания родителей с детьми. Это может способствовать развитию следующих негативных тенденций:
- затруднение процесса сепарации выросших детей;
- сохранение старых (родитель—ребенок) и возникновение новых межпоколенных коалиций (прародители—внуки, свекровь—невестка и др.);
- сложности в выстраивании границ между родительской и молодой семьей;
- нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии) (Олифирович Н. И, 2006).
Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию (Олифирович Н. ............