MaterStudiorum.ru - домашняя страничка студента.
Минимум рекламы - максимум информации.


Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биографии
Биология
Биология и химия
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Издательское дело и полиграфия
Инвестиции
Иностранный язык
Информатика
Информатика, программирование
Исторические личности
История
История техники
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютерные науки
Косметология
Краткое содержание произведений
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Литература и русский язык
Литература(зарубежная)
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика
Медицина, здоровье
Медицинские науки
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги, налогообложение
Наука и техника
Начертательная геометрия
Новейшая история, политология
Оккультизм и уфология
Остальные рефераты
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Право, юриспруденция
Предпринимательство
Промышленность, производство
Психология
Психология, педагогика
Радиоэлектроника
Разное
Реклама
Религия и мифология
Риторика
Сексология
Социология
Статистика
Страхование
Строительные науки
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Управленческие науки
Физика
Физкультура и спорт
Философия
Финансовые науки
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика
Юриспруденция
Языковедение
Языкознание, филология
    Начало -> Психология -> Существует ли интеллект как психическая реальность

Название:Существует ли интеллект как психическая реальность
Просмотров:70
Раздел:Психология
Ссылка:none(0 KB)
Описание:Существует ли интеллект как психическая реальность?
Очевидность теоретической и практической значимости надежных знаний о природе интеллектуальных способностей человекаконтрастирует с реальным, весьма неудовлетворительным положением дел в психологии интеллекта, обнаруживающим себя, в частности, в нарастании критикисамого понятия «интеллект».

Университетская электронная библиотека.
www.infoliolib.info

Часть полного текста документа:

Существует ли интеллект как психическая реальность? Очевидность теоретической и практической значимости надежных знаний о природе интеллектуальных способностей человекаконтрастирует с реальным, весьма неудовлетворительным положением дел в психологии интеллекта, обнаруживающим себя, в частности, в нарастании критикисамого понятия "интеллект". А. Дженсен, видный специалист в этой области, в одной из своих последних публикаций вынужден был заявить, что для научных целейот понятия "интеллект" вообще следует отказаться [12]. Суждение это отнюдь нельзя отнести на счет экстравагантности авторской позиции. Анализ наличногоуровня теоретических и эмпирических материалов свидетельствует о сложившейся кризисной ситуации, суть которой можно обрисовать двумя словами: "Интеллектисчез". Попробуем вкратце проследить некоторые этапы становления этого понятия с тем, чтобы определить те основные противоречия, которые поставили под вопросвозможность существования термина "интеллект" в статусе психологической категории. Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического.Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил, как известно, Фр. Гальтон. Гальтон в качествереферентного проявления интеллекта рассматривал степень выраженности простейших сенсорных функций (различительной чувствительности в условиях восприятия цвета,размера, высоты звуков, времени реакции на свет, звук и т. д.). Впоследствии Бине и Симон включили в свою интеллектуальную шкалу, ориентированную наизмерение уровня умственного развития ребенка, более сложные познавательные функции (запоминание, осведомленность, понимание и т. д.). На данном этаперазвития тестологии интеллект рассматривался, таким образом, не столько как способность к познанию, сколько как достигнутый уровень психического развития,проявляющийся в показателях степенисформированности определенных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных), а также степени усвоенияопределенных знаний и навыков. Предметом тестологических исследований оказались, следовательно, уровневые проявления интеллектуальной деятельности,причем именно те уровневые свойства интеллекта, которые достаточно однозначно соотносились с академической успеваемостью. Поэтому неудивительно, каксправедливо отмечает А. Анастази, что "большинство тестов, названных в 20-х гг. тестами интеллекта, позднее стали называться тестами способностей к учению" [1;26). Интеллект, как мы видим, "исчез", его заменило понятие "способность к обучению". Исследования Терстоуна, Гилфорда и других авторов зафиксировали тот факт, что различные интеллектуальные тесты достаточно часто весьма слабо или вообще не коррелируют друг с другом.Интеллект, таким образом, опять "исчез", распавшись на множество самостоятельных "первичных интеллектуальных способностей". Наконец, достаточно скоро выяснилось, что традиционные интеллектуальные тесты оказались чрезмерно чувствительными кособенностям социальной компетентности людей. Попытка создать свободные от культурных влияний тесты окончилась фактической неудачей, так как оперированиекартинками, геометрическими фигурами и т. д. также требовало сформированности навыков, которые в существенной степени зависели от социального опыта человека.И снова интеллект "исчез", оставив вместо себя индивидуальные различия в степени социализации. Наличие подобного рода сложностей вынудило тестологов пойти на радикальную меру, а именно: принять операционноеопределение интеллекта, отказавшись от попыток определения природы того психического качества, которое измерялось с помощью тестов. Важно подчеркнуть, что неизбежность "исчезновения" интеллекта в рамках тестологических исследований была обусловлена не толькообстоятельствами эмпирического плана, связанными с противоречиями тестового метода диагностики интеллектуальных способностей, но и типичными для тестологииметодологическими ориентациями. ............






Похожие работы:

Название:Средства создания интеллектуальной характеристики человека в русских и английских пословицах
Просмотров:384
Описание: МОУ «Русская Классическая гимназия»Средства создания интеллектуальной характеристики человека в русских и английских пословицах Исследовательская работа ученицы 11 «А» класса Журавлевой Дарьи &nbs

Название:Система российского законодательства "Об охране интеллектуальной собственности"
Просмотров:343
Описание: Министерство науки и образования РФГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияТульский государственный университетКафедра гражданского права и процесса      

Название:Особенности коррекции сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
Просмотров:343
Описание: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА» Кафедра психологии КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу “Специальная

Название:Право интеллектуальной собственности
Просмотров:305
Описание: Министерство образования и науки Республики Казахстан Восточно-казахстанский государственный технический университет им. Д.СерикбаеваКонтрольная работа   Тема: Право интеллектуальной собственностиВ

Название:Модели эмоционального интеллекта
Просмотров:228
Описание: Эмоциональный интеллект В последнее десятилетие эмоциональный интеллект (ЭИ) привлекает большое внимание научного психологического сообщества. Идея ЭИ выросла из понятия социального интеллекта, которое

 
     

Вечно с вами © MaterStudiorum.ru