Часть полного текста документа: Вряд ли могут привести к истине попытки понять сущность сталинского культа личности путем привязки всего, произошедшего во времена правления Сталина, к одному лишь этому имени. Точно так же невозможно объяснить культ личности "исконно русской лю- бовью к монархизму". В исторических аналогиях между сталинизмом и русским абсо- лютизмом пропадает самое главное и существенное, а именно - представление об исторической уникальности того, что произошло у нас во времена Сталина, в Италии - во времена Муссолини, в Гер- мании - во времена Гитлера, а в Камбодже - во времена Пол Пота: жестокая изоляция и уничтожение миллионов людей, геноцид, осу- ществляемый либо по классовому, либо по национальному признаку. Уже само по себе такое количество жертв, ликвидация целых классов или наций, свидетельствует о возникновении совершенно новой ситуации. Для того, чтобы содержать в заключении и уничто- жать миллионы людей, нужен огромный аппарат, начиная от соответ- ствующего наркомата или министерства и кончая низшими его чинов- никами - чиновниками охраны, опиравшимися, в свою очередь, на негласных чиновников из среды самих заключенных. Причем речь шла не о единичном акте упразднения миллионов людей, но о его перманентном характере, о растягивании этого ак- та во времени, превращении в элемент образа жизни. Речь идет об определенной постоянно действующей системе уничтожения, на кото- рую, как на свою "идеальную модель", ориентируется вся остальная бюрократия. Именно с главной задачи - постоянного упразднения огромных человеческих масс - начинается качественное отличие ад- министративной системы тоталитарных режимов - тоталитарной бю- рократии - от авторитарной бюрократии традиционных обществ и ра- циональной бюрократии индустриальных капиталистических обществ. Принципиально важно и то, что упразднение осуществлялось по про- явлениям человека не только в политике, экономике, идеологии, но и в науке, в общей культуре, в повседневной жизни. Это и делало новую бюрократию совешенно универсальным инструментом управле- ния, инструментом прямого насилия, опирающегося на силу оружия ("Ваше слово, товарищ маузер..."). Но и это еще не все. Не было такой области, включая быт (главный объект нападок со стороны "левых" писателей и публицис- тов, превращавших быт в предмет официального манипулирования со стороны "пролетарской диктатуры"), семейные отношения (вспомним Павлика Морозова), наконец, даже отношения человека к самому се- бе, к своим сокровенным мыслям (образ Вождя, непременно присут- ствующий даже при самых задушевных размышлениях), на право рас- поряжаться которой не претендовала бы эта бюрократия. Ей, напри- мер, принадлежало окончательное решение относительно того, каким должен, а каким не должен быть замысел очередного литературного произведения. ............
|