Введение
Книга С.В. Карпенко «Очерки истории белого движения на юге России (1917-1920 гг.)» посвящена истории развития белого движения в южной части России (Дон, Таврия, Крым и т.д.) в период Гражданской войны. В этой книге читатель узнает о положении добровольческой армии в 1917-1918 гг., политике белых генералов Деникина, Врангеля и других, а также, что особенно важно, об экономическом положении белого движения на юге в это время, положение белых в тылу.
Книга разделена на три главы: «Бесприютная армия добровольцы в конце 1917 – начале 1918 гг.», посвященную положению добровольческой армии; «Поход на Москву в 1919 г.: мобилизация и регулирование экономики», большое внимание отводится политике Деникина, и, наконец, «1920 г. в Таврии: левая политика правыми руками», где проводится анализ политики Врангеля в Крыму. Особое внимание стоит уделить первой главе книги.
Положение и судьба добровольческой армии
В этой главе мы узнаем, что генерал М.В Алексеев, прибывший 2 ноября 1917 г. в Новочеркасск, собирался сформировать добровольческую армию на Юго-востоке России, где, как считалось, казачье население Дона, Кубани, Терека и Северного Кавказа будет способно противостоять большевикам. Однако выяснилось, что казаки устали от войны и терпят ненависть к старому режиму. Кроме того, казачий атаман Каледин, к которому обратился Алексеев, не собирался брать на содержание будущую антибольшевистскую армию. Главной же проблемой стала финансовая. На деньги из бюджета Донских областей рассчитывать не приходилось, а привлекать крупные капиталы из США и Великобритании не представлялось возможным, т.к. капиталисты не без причин не хотели потерять свои деньги, вложив их в Добровольческую армию. Поэтому Алексееву приходилось заниматься сбором скудных пожертвований. Как таковая, Добровольческая армия появилась тогда, когда ее офицерами и юнкерами 20 ноября были разоружены по просьбе Каледина два большевистски настроенных запасных казачьих полка. Это укрепило веру в успех начатого предприятия. Более серьезные проблемы начались тогда, когда в Добровольческую армию приехал командовать генерал Корнилов, кумир многих солдат и офицеров. Из-за самолюбия и высокомерия, между Корниловым и Алексеевым часто вспыхивали конфликты на почве личной неприязни. Их окружение было также расколото не «корниловцев» и «алексеевцев». Все это тормозило начатое дело. Кроме того, стали проявляться еще более опасные вещи, разлагавшие Добровольческую армию: бумаги и смотры были важнее людей, а в разбухавших органах управления (прежде всего в штабах) людей служило больше, чем в боевых частях армии. Все острее чувствовался недостаток денежных средств, из-за чего пришлось прибегнуть к «наиболее простому способу» решения этой проблемы: эмиссии денежных знаков, подстегивавших инфляцию. Острее чувствовалось напряжение в тылу, т.к. хорошо защищенный в обеспеченный всем тыл – это залог военного успеха. Добровольческие генералы очень рассчитывали на помощь со стороны Антанты и США, однако «до несчастий русского народа им не было никакого дела». В этих условиях было принято решение о переезде штаба из Новочеркасска в Ростов, который совпал с большевистских военных сил. Силы добровольческой армии еле держались, а на передовой была абсолютно очевидна возможность поражения. ............