Часть полного текста документа:СВЕДЕНИЯ ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙЦЕВ ПО ОРУЖИЮ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. Оружие для кавказских горцев всегда было неотъемлемой частью их жизни. Оно высоко ценилось, на его украшение не жалели средств, а изготовление оружия издавна было одним из важнейших промыслов народов Кавказа. Для изучения кавказского оружия очень важны нарративные источники - известия западноевропейских ученых, путешественников, посетивших Северный Кавказ в ХУ1-Х1Х веках. Данные, содержащиеся в этих источниках, порой достаточно скудны, но, тем не менее, они представляют определенный интерес. Так французский консул в Каффе Пейсонель сообщал в 60-х годах ХУШ века о том, что в черкесском обществе право владеть оружием имели независимые сословия. "Беи, знать и сипаги одни имеют право носить оружие, или иметь его у себя, - писал он. - Это воспрещается всем подданным сервам. С тех пор как знатный стал беем, его единственная забота - обеспечить себя достаточным количеством оружия для вооружения всех подданных его владения". (Пейсонель К. Трактат о торговле на Черном море. // Сб. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв.- Нальчик, 1974). Иностранные путешественники посетившие Черкессию в первой половине Х1Х в., оставили описание виденного ими черкесского оружия. Так, Г.Ю. Клапрот, ученый-ориенталист, русский академик, побывавший на Северном Кавказе в 1807-1808 гг. с научными целями, писал о черкесском вооружении: "Черкес никогда не выйдет из своего дома невооруженным, по меньшей мере он носит обычно саблю или кинжал у пояса, на плечах у него бурка. Полным вооружением считается, кроме ружья и пистолетов, кольчуга (афе), небольшой шлем (кипха), или большой (таш), железные перчатки (аштельт), нарукавники (абшумбух). Если они выезжают в поле или наносят визиты, то бывают вооружены луком и колчаном со стрелами. Щит у них не распространен. Все их оружие вообще прекрасного качества, но очень дорогое. Комплект оружия князя оценивался примерно в две тысячи рублей серебром". Это описание дополняет Жан-Шарль де Бесс, венгерский ученый французского происхождения, предпринявший поездку на Кавказ в 1829 году также с научными целями. "Когда черкесы одевают парадную форму, они носят кольчугу, называемую "афех", маленький шлем "кипха", их манто, бурка, делается из мохнатого войлока, черкесы называют его "джако", а татары - ямаче; простолюдины носят кусок козьего меха, чтобы укрываться от дождя; в плохую погоду они носят на голове своеобразный капюшон, именуемый башлык. Свои ружья они носят на ремне и укрывают их в кусок козьей или барсучьей шкуры, не пропускающей воду и влагу... Спереди на поясе висит длинный кинжал, а на боку - сабля. Подобное черкесское вооружение перенято даже офицерами черноморских казаков и на всей Кавказской линии". Так как оружие имело высокую материальную ценность, оно играло большую роль при жизненно важных расчетах. Например, в плату за невесту - калым - всегда входило оружие. О калыме, состоявшем в Х1Х в. из скота и оружия (сабель, ружей, кольчуг), пишут Г.Ю. Клапрот, Ж.-В. Тейтбу де Мариньи, посещавший причерноморскую Черкессию в 1818-1824 гг. В дворянский обязательный калым в Х1Х в. Входили защитный доспех и шашка; а в простонародный - ружье, т.е. дворянин был всадником, а простолюдины сражались пешими. Оружие играло большую роль при свадебном обряде. ............ |