Часть полного текста документа:Светлов Михаил А. Тарасенков Светлов Михаил Аркадьевич (1903-) - современный поэт. До 1927 член ВЛКСМ. Как поэт С. сформировался в 1924-1927. Входил в группу "Перевал" , позднее - в РАПП . Социалистическая революция сделала С. поэтом и определила строй его поэзии. Торжественный романтический пафос нашей революции - характернейшая черта творчества С. В его книгах большое место занимает гражданская война - в пороховом дыму, бряцании сабель, ржании походных коней. Героика борьбы и смерти за революцию нашла себе яркое выражение в ряде лучших романтических стихотворений С. ("Гренада", "Звезды", "Пирушки", "Двое", "В разведке", "Граница", поэма "Хлеб" и др.). Герои С. - это символы огромного духовного подъема массы в героической борьбе. Типичен для С. герой "Гренады". Но мироощущение С. не столько активное, сколько жертвенное. Он прославляет смерть в борьбе. С. мастерски использует контрасты - тщательное детализирующее описание обстановки действия и действующих лиц сочетается у него с лирически приподнятым, пафосным воспеванием революции. Скрестив в своем творчестве поэтическое оружие иронии с лирическим "intermezzo", С. создал своеобразный жанр стихотворного раздумья. В лиричности и в иронии С. оказался наследником и учеником Гейне. Но С. вовсе не "советская копия" Гейне. Ирония для С. средство отрицания не действительности в целом, а лишь отдельных ее, неприемлемых для нового общества сторон и качеств. Ирония С. обращена и по адресу того воображаемого "железобетонного" оппонента, который захотел бы отрицать возможность большой искренней человеческой любви у людей современности. В одном из своих лучших стихотворений "Старушка" (1927) С., прямо обращаясь к громыхающему "ваятелю красных человеческих статуй", иронически кается: "Простите меня - я жалею старушек, Но это - единственный мой недостаток". Ирония служит у С. для усиления контраста между теми явлениями будничной и вместе с тем подлинно революционной жизни, которые он хочет лирически возвысить, облагородить, и теми сторонами действительности, которые требуют устранения, отрицания. Объекты сатирического осмеяния С. - это схоласты, леваки, упрощенцы. Их он высмеивает преимущественно косвенно как реальных, а иногда воображаемых оппонентов (стих. "На море", "Живые герои", "Проводы" и др.). Ирония насыщена глубокой ненавистью в тех случаях, когда С. обращается к врагам революции ("Нэпман"). Иногда ирония переходит в мягкий юмор, подчеркивая теплое, интимное отношение поэта к описываемому. Мировоззрение С., формировавшееся в годы нэпа, противоречиво. Пройдя боевую школу комсомола эпохи военного коммунизма, С. все же не сумел преодолеть некоторых мелкобуржуазных интеллигентских черт. Они особенно сказались в годы восстановительного периода. Романтика гражданской войны заслонила для него на время созидательные задачи нового этапа революции. Военная опасность, одно время особенно остро грозившая Советскому Союзу с западных границ, вопринимались С. в 1927 ("Перед боем") как явление почти "положительное". Выражая боевую готовность защищать свою социалистическую родину, С. в то же время представляет настроения стихийно-анархического недовольства периодом мирного строительства. Оборотная сторона этого политического настроения - пессимизм, достигающий остроты в ярком, но идейно ущербном стихотворении "Дон-Кихот" (1929). ............ |