Часть полного текста документа:РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ на тему СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Минск, 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ {ГЛАВА 1.} ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА 1.1. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ 1.2. СВОБОДА ВОЛИ {ГЛАВА 2.} ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 2.1. ФИЛОСОФИЯ --- РЕАЛИИ ЖИЗНИ 2.2. СВОБОДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ {ГЛАВА 3.} СВОБОДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 3.1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СВОБОДЫ 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СВОБОДА {ГЛАВА 4.} ФЕНОМЕН ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ 4.2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Мы живем на рубеже эпох: ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главным. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Политическая философия имеет дело с проблемами правления, гражданина и государства. Но гайки и болты - детали, скажем, конкретные формы или способы правления остаются за пределами ее рассмотрения. Она пытается ответить на более общие вопросы, например: "почему человек должен подчиняться правительству государства, в котором он живет, и есть ли другие основания для повиновения, кроме страха? Нужны ли нам государства или лучше было бы обойтись без них? Что такое свобода? Сколько свободы могут иметь граждане и сколько свободы им следовало бы иметь? Что такое ответственность? Ответственность - категория правовая или моральная?" В первой половине нашего столетия профессиональные философы, казалось, утратили интерес к проблемам государства и гражданина. Поэтому стоит отметить, пожалуй, что прежде эти проблемы неизменно составляли важную часть философии. Уже со времен Платона почти все, кого запомнили как серьезных мыслителей, писали о политических проблемах. Платон написал два пространных политических сочинения --- "Государство" и "Законы", Аристотель создал "Политику", Августин - "О Граде Божием", Фома Аквинский обсуждал права и обязанности правителей и их подданных, важнейшая работа Томаса Гоббса "Левиафан" посвящена государству, солидное наследие Джона Лoкка включает чрезвычайно влиятельные "Два трактата о правлении", Дэвид Юм писал об истории и политике, а из более поздних мыслителей можно упомянуть Гегеля, Бентама, Джона Стюарта Милля. Спустя три-четыре десятилетия политические темы вновь появились в философской повестке дня - благодаря публикации двух больших работ американских философов Джона Ролза "Теория справедливости" и Роберта Нозика "Анархия, государство и утопия". свобода и ответственность Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности человека на рубеже 20-21 вв., то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в значительной коррекции. ............ |