Часть полного текста документа:Свобода совести в современном российском обществе и ее законодательное закрепление Королев В.И. (г. Москва) Следует отметить, что сама идея толерантности восходит к истории становления философской мысли. О толерантности в условиях строгой церковной цензуры в свое время писал Дж.Локк в письмах о веротерпимости и П.Бейль в работе "Исторический и критический словарь". В современном определении толерантности предлагается четыре возможных способа ее понимания. Первый - толерантность как безразличие - предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур и т.д.). Второй - толерантность как невозможность взаимопонимания - ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. Третий - толерантность как снисхождение - подразумевает привилегированное положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. Четвертый - терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог, что позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в процессе критического диалога. В тоже время, "толерантность" сама по себе - понятие чисто светское, и говорить о толерантности в религии крайне сложно, поскольку толерантность предполагает не только терпимость по отношению к другому, но и признание равных с ним прав. Принцип толерантности основан не только на уважении ко взглядам другого, но и на восприятии этого другого как равного себе. Но это ни в коей мере не может значить для религиозного человека признания и восприятия чужой веры как равноправной своей собственной. Для верующего его религия является единственно верной и истинной, и, естественно, другая религия ложна или, по крайней мере, не обладает всей полнотой истины. Проблема обеспечения, воспитания толерантности остро стоит в современной России, где экономическая и политическая неустроенность (неопределенность) способствует существованию нетерпимости. В светском государстве искренняя осознанно уважительная терпимость есть одна из целей образования и воспитания граждан. Должно отметить, например, что в определении юбилейного Архиерейского собора русской православной церкви об "Основных принципах отношения к инославию", говорится следующее: "Следует рекомендовать создание в рамках богословских диалогов совместных исследовательских центров, групп, программ. Важным следует считать регулярное проведение совместных богословских конференций, семинаров и научных встреч, обмен делегациями, публикациями и взаимное информирование, развитие совместных издательских программ". Гражданин вправе иметь любые убеждения. Однако внешние проявления его убеждений ограничены в светском правовом государстве законодательно установленными запретами, в том числе на возбуждение религиозной, национальной или расовой вражды, пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальности или расе или их дискриминация по этим признакам, на оскорбление религиозных или национальных чувств (статьи 13,19,29 Конституции Российской Федерации, статьи 136,282, 282.1,282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации). ............ |