Г.Наумкин, кандидат архитектуры
«Царицыно» - это философский взгляд на картину мира, где сооружения теряют земное притяжение и устремляются ввысь. Великий гений создает его не только как резиденцию императрицы, но и как священный град - Царьград.
Среди исторических памятников эпохи Екатерины II «Царицыно » занимает особое место, магически притягивая своей загадочностью. Долгое время царицынский ансамбль относили к романтическому направлению в архитектуре XVIII века. О нем сложилось стереотипное мнение - летняя резиденция для увеселения императрицы. Однако в этом ансамбле творчество Баженова вышло далеко за рамки, установленные для него авторитетными учеными.
Проведенные автором типологические исследования выявили ранее не известные грани творчества великого зодчего.
Исследование материалов ансамбля показало, все композиционные приемы имеют единую идейную основу, хотя в специальной литературе подчеркивается бессистемное, живописное расположение царицынских построек на местности. Программное развитие объектов ансамбля формируется по тематическо-сюжетным композиционным осям. Одна из них запечатлена на панораме и проходит вдоль пруда. Духовную тематическую направленность и программное осевое развитие ансамбля подтверждает генплан, найденный в фондах Военно-исторического архива. Одна из главных осей, изображенная как на панораме, так и на генплане, отражает христианский путь духовного развития человечества. Другая обозначает иерархический путь развития. Пересекаясь, они образуют матрицу всей композиции ансамбля, на основе которой формируются сюжетные группы.
Солнце как главный элемент панорамы является ключевым объектом в развитии идейной основы ансамбля. Оно движется слева направо, переходит от объекта к объекту, пересекает центральную часть панорамы и «зависает» над высоким холмом, образующим пьедестал для дворца Солнца (Малый дворец). Форма, образующая его купол, проникает во внутреннее пространство корпуса. К сожалению, незнание символического значения дворца и отсутствие разъясняющих материалов привели к тому, что в процессе реконструкции авторский замысел был нарушен - купол стал полукупольным, значительно искажена и общая линия свода. Общей темой с Солнцем связан Фигурный мост - главные въездные ворота в летнюю резиденцию императрицы. Арка его имеет просвет, в створе которого не видно построек. Это своеобразный солнечный коридор, благодаря которому солнце, поднимаясь из-за горизонта, заполняет проем арки и «растворяет» лучами белокаменное основание фланкирующих башен. Проемы и люкарны на башнях, олицетворяющие 12 апостолов, насыщаются светом. Так фигурный мост превращается в свето-воздушный храм. В образном отношении его можно сравнить с собором Парижской Богоматери, где солнечный диск изображен в виде розы и выполнен из стекла и камня. В царицынском ансамбле солнечный диск олицетворяет просвет арки моста-храма, а материалом для него служит естественный солнечный свет. Солнце заставляет лучиться и белокаменные кресты из пластинчатого камня на башнях и стене моста. (Ранее исследователи считали их масонскими). Тема лучистых крестов переходит в кресты-ромбы, выступающие из массива кирпичной стены над въездной аркой и окружающие герб Российской империи. ............