Часть полного текста документа:Санкт-Петербургский Государственный Университет Растительных Полимеров Святки Выполнил ст. гр124 Павлов Юрий Санкт-Петербург 2002 Содержание: История Святок.........................................................................3 Наши Святочные гадания.............................................................7 Список использованной литературы................................................14 Святки (Зимние русалии) 24-25.12 / 7.01 Рождество Христово (Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень) Святые вечера 1.01 / 14.01 Св. Василия Великого ("Васильев день", Новый Год) Страшные вечера 6.01 / 19.01 Крещение (Богоявление) (Велесов день) Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Болгары называли декабрь коложёг, т.е. месяц возжения солнечного колеса. Коляда лат. calendae - начало месяца (от calendo - сзывать, выкликать) коло - круг, колесо (ср. колобок, кольцо, около, околица...) Римский праздник солнцестояния в честь солнечного бога Митры назывался Рождеством непобедимого Солнца. У древних англосаксов самая длинная ночь предшествовала дню рождения Фрейера (Солнца) и называлась Материнской ночью, т.к. почиталась Матерью Солнца или солнечного года. В Скандинавии святки - юльский праздник (юль - колесо) - год поворачивается колесом. Уподобляли колесу и солнце: "жили в лесу, молились колесу" (русская поговорка) Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех восточных славян сохранилось колядование - комплекс святочных обрядов. Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли "духов предков", проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой "вертеп", показывая представления на евангельские сюжеты. Приведенная ниже схема показывает эволюцию колядования: Ритуал Жертвоприношение (козла). Ряжение. заклинание солнца. языческий обряд обрядовая трапеза (кутья, печенье в виде фигурок скота). обход дворов с "солнышком". пение аграрных колядок "кормление Мороза". христианский обряд рождественский сочельник. обход дворов со "звездой". Христославление аграрные колядки на Васильев день. Канун Рождества называют сочельником. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Слово "сочельник" производят от сочиво - зерновая постная каша на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера. Авсень (Овсень, Таусень, Баусень) восход солнца, начало светлой части дня, года; оусинь - синий, блестящий; "просинец-декабрь"; посев; овёс ("Сею-посеваю, с Новым годом поздравляю..."); Колядки различались в зависимости от припева: Авсеньки - припев "Авсень, Авсень!"; Щедровки - припев "Щедрый вечер!" (колядки в районах, граничащих с Украиной); Виноградия - припев "Виноградиё краснозелёное!" (северно-русские колядки, особенно протяжённые). ............ |